Память — одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память как единый процесс складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранение опыта и воспроизведение опыта. Память – собирательный термин, обозначающий совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления опыта (воспринятого, пережитого или сделанного).
Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева о происхождении психики, именно память, понятая как способность к элементарному научению, является критерием возникновения психики в филогенезе. Эта способность делает возможным приобретение тех способов поведения, которые не были запрограммированы генетически. Важнейшая особенность психики человека состоит в том, что отражение внешних воздействий человек использует в будущем. Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий человек использует в будущем. Формирование опыта было бы невозможно, если бы накопленный индивидуальный опыт исчезал бесследно. Информация, полученная в прошлом, сохраняется и воспроизводится индивидом в тех случаях, когда ему это необходимо. Это и есть наша память.
Функции памяти.
- Функция приобретения, сохранения и использования личного опыта (развитие и научение);
- Присвоение, сохранение, использование и передачи общественно-исторического опыта;
- Память, как условие единства личного сознания или тождества личности.
Научение. Память позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Развитие. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения – это приобретённый или запечатленный в процессе индивидуальной жизни опыт, передаваемый по наследству. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Виды памяти. Различают память наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную). Кроме того, выделяют и такие виды памяти, как образная (которая воспроизводит образ жизненно важного объекта, эмоциональную (когда аналогичная ситуация вызывает эмоции, характерные для происходивших ранее в этой ситуации событий), словесно-логическую (она обусловлена развитием речи и свойственна только человеку). По времени сохранения информации различают: непосредственный отпечаток сенсорной информации (сенсорная память), кратковременную и долговременную память.
Биологическая память – это способность живых существ воспринимая воздействие из вне закреплять, сохранять, а в последствии и воспроизводить, вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры.
Различают три формы биологической памяти:
- Генетическая память. Представляет собой память биологического вида, носителем которой являются нуклеиновые кислоты, то есть ДНК и РНК, которые способны обеспечить стабильность хранения информации. Это та форма памяти, в которой локализована наследственная память клетки. Появляется первой в эволюционном развитии.
- Иммунологическая память. Она связана с генетической и состоит в способности иммунной системы после первой встречи с генетически чужеродными телами (антигенами), узнавать их при повторной встрече.
- Нейрологическая память. Или нервная память. Она возникает в процессе эволюции в связи с дифференцировкой нервной системы и оказывается наиболее сложно организованной. Нейрологическая память – это совокупность следов пройденного, определяющее поведение в наступающем настоящем. Эта память заключается в изменениях нервной системы, которые сохраняются в течение некоторого времени и влияют на протекание будущих рефлекторных реакций. Комплекс таких структурно-функциональных изменений, включающих запечатление не только определенной внешней ситуации, но и субъективное отношение организма к ней, называется энграммой. Энграмма оказывается избыточной, поскольку используется весь приобретенный опыт и энграмма опирается на факторы, которые уже отсутствуют в настоящем времени, благодаря этому энграмма служит основой активности организма и реалистического прогнозирования им будущих ситуаций.
Память организована во времени и пространстве. Формирование и воспроизведение энграмм возможно при их временном свертывании на основе существования собственного времени мозга, в результате создается внутренний хронотип, то есть внутренний пространственно временной образ внешнего мира. В зависимости от механизмов, длительности хранения информации различают разные виды памяти.
Временная организация памяти:
Стимул | → |
Сенсорная память (менее секунды) |
→ |
Первичная память (несколько сек) |
→ |
Вторичная память (минуты- годы) |
→ |
Третичная память |
↓ |
↓ |
↓ |
↓ |
|||||
Забывание |
Забывание при замене старой информации на новую (интерференция)
|
Забывание использовании при длительном
|
Забывание не происходит
|
|||||
Мгновенная |
|
Краткосрочная |
|
Долгосрочная |
Сенсорная память – это первичные следовые процессы, которые длятся менее секунды, затем происходит забывание. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю. Этот вид памяти зависит от функционального состояния организма и обладает индивидуальными особенностями. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств. Наиболее длительно сохраняются зрительные образы. Непосредственный отпечаток сенсорной информации не воспроизводим.
Разновидностью сенсорной памяти является эйдетическая память – это такой вид памяти, при котором период сохранения зрительного образа составляет десятки минут.
Краткосрочная память забывание происходит при замене старой информации на новую, а если этого не происходит она переходит в долгосрочную память, то есть информация будет храниться в нервной системе уже длительное время.
Кратковременная память формируется на базе непосредственного отпечатка сенсорной информации. Обеспечивает удержание ограниченной части поступающих сигналов из внешней среды, позволяет воспроизводить какую-то часть предъявляемого материала и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации.
Долговременная память обеспечивает сохранение информации неограниченное время. В системе долговременной памяти, объем которой практически не ограничен, сохраняется огромное количество информации без ее искажения. Информация при необходимости может легко воспроизводиться.
При переходе от краткосрочной к долгосрочной памяти происходит консолидация (упрочнение) энграммы и краткосрочная и долгосрочная память представляют собой единые звенья одного процесса.
Механизмы памяти:
Реверберационная теория базировалась на существовании в структурах мозга замкнутых нейронных цепей. Известно, что аксоны нервных клеток соприкасаются не только с дендритами других клеток, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов, появляется возможность циркуляции нервного импульса по реверберирующим (постепенно затухающим) кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в реверберационном круге возбуждения происходит переход из кратковременной в долговременную память. Однако реверберационная теория не дает ответа на ряд вопросов. В частности, она не объясняет причину возврата памяти после электрошоковых воздействий, когда, согласно этой теории, в подобных случаях возврата памяти не должно быть.
Биохимические исследования памяти опирались на предположение, что все этапы формирования, удержания и воспроизведения энграмм можно представить в виде последовательности биохимических процессов. Опыты Г. Хидена показали, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах. Было установлено, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов памяти. Однако в более поздних работах было показано, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода. Высказывалось даже предположение, что неспособность зрелых нейронов делиться имеет своей целью предотвратить разрушение приобретенной информации, хранящейся в ДНК нейрона.