Методология, методы и методики исследования физиологии ВНД
Физиология – наука[1] экспериментальная и основными методами физиологической науки являются экспериментальные методы. Однако физиология как наука зародилась внутри медицинской науки еще до нашей эры в Древней Греции в школе Гиппократа, когда основным методом исследования был метод наблюдения.
Объективное изучение условных рефлексов[2] позволило развить дополнительные методы для изучения и локализации процессов высшей нервной деятельности[3]. Из них наиболее часто используют следующие методы.
Возможность формирования условных рефлексов на разные формы раздражителей.
Онтогенетическое изучение условных рефлексов. Изучая сложное поведение[4] животных разных возрастов, можно установить, что в этом поведении[5] является приобретенным, а что – врожденным.
Филогенетическое изучение условных рефлексов. Сравнивая условные рефлексы у животных разного уровня развития, можно установить, в каких направлениях идет эволюция[6] высшей нервной деятельности.
Экологическое изучение условных рефлексов. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим происхождение особенностей его высшей нервной деятельности.
Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивности. Деятельность нервных клеток головного мозга[7] сопровождается возникновением в них электрических потенциалов, по которым до известной степени можно судить о путях распространения и свойствах нервных процессов[8] – звеньев условно-рефлекторных актов.
Прямое раздражение нервных структур мозга. Этот метод позволяет вмешиваться в естественный порядок осуществления условного рефлекса[9], изучать работу его отдельных звеньев.
Фармакологические воздействия на условные рефлексы. Различные вещества по-разному влияют на активность нервных клеток. Это позволяет изучать зависимость условных рефлексов от изменений их активности.
Создание экспериментальной патологии условно-рефлекторной деятельности. Контролируемое физическое разрушение отдельных частей мозга позволяет изучать их роль в формировании и поддержании условных рефлексов.
Моделирование процессов условно-рефлекторной деятельности. Результаты математического анализа дают основания для суждения о закономерностях формирования условных связей и позволяют в модельном эксперименте предсказывать возможность образования условного рефлекса[10] при том или ином порядке сочетаний условного и безусловного раздражителей.
Сопоставление психических и физиологических проявлений процессов ВЕД. Такие сопоставления используют при изучении высших функций мозга человека. Соответствующие методики применяли для изучения нейрофизиологических процессов, лежащих в основе явлений внимания[11], обучения[12], памяти[13] и т.п.