Роль воспитания в формировании личности в дошкольный период показана, в частности, в исследованиях И.А.Шашкова (1987).
Изучение личностных особенностей дошкольников 5-6-летнего возраста в поведенческих проявлениях проводилось по двум параметрам: социальные свойства (самостоятельность, активность, общение) и индивидуальные качества (интеллектуальное развитие, черты характера, эмоциональная сфера). Все дети посещали обычный детский сад. У дошкольников 6-летнего возраста довольно часто отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, связанная с несдержанностью и неуправляемостью в поведении (около 16% от всех детей); повышенная застенчивость, робость, неуверенность (около 17%); состояние общей эмоциональной неустойчивости и дискомфорта, сопровождающееся капризностью, плаксивостью, снижением бодрости, активности, жизнерадостности в поведении (около 20%).
Менее часто в поведении дошкольников встречаются другие акцентуированные проявления: замкнутость, молчаливость; черты тревожности, эмоциональной подавленности; черты демонстративности, желание быть в центре внимания.
По сравнению с детьми, ежедневно посещавшими детский сад, в группах с круглосуточным пребыванием в поведении дошкольников наиболее часто отражалось их эмоциональное состояние (общая эмоциональная неустойчивость, капризность, плаксивость, подавленность, тревожность, снижение активности и общительности).
Воспитание в условиях недельного пребывания в детском саду является для ряда детей фактором дополнительной психической нагрузки, связанным с эмоциональным напряжением или астенизацией.
При улучшении эмоционального состояния в поведении многих детей более отчетливо выступали акцентуированные черты характера (неуверенность в себе, тормозимость, повышенная возбудимость и др.).
Сравнительное изучение личностных особенностей детей в соотношении с состоянием здоровья показало, что невротические и личностные нарушения в большинстве случаев сопровождаются отклонениями в приспособительных формах поведения (активность, самостоятельность, общение) и дезорганизацией эмоциональной сферы.
Дезорганизация эмоциональной сферы ребенка (тревожность, страхи, эмоциональная неустойчивость, капризность, возбудимость и др.) не только способствует аномальному формированию личности, но и оказывает сильное влияние на интеллектуальное развитие дошкольников.
Воспитание дошкольников в условиях суточного пребывания в детском саду связано с уменьшением частоты высокого и среднего возрастного развития интеллекта и в 2 раза чаще коррелирует с его низким развитием.
Воспитание в условиях круглосуточной группы, оказывая отрицательное влияние на эмоциональную сферу, у многих детей тормозит нормальное интеллектуальное развитие и является фактором повышенного риска возникновения невротических и личностных отклонений у дошкольников. Степень психической зрелости и гармоничное формирование личности в дошкольном возрасте во многом зависят от эмоциональной устойчивости, отражающейся в типе поведения ребенка.
Углубленное изучение факторов, влияющих на формирование личности в дошкольном возрасте и на состояние психического здоровья детей, выявило большую частоту неблагоприятных воздействий биологического и социального характера.
Среди негативных факторов наибольшее влияние на детей 6-летнего возраста оказывали соматические (около 50% от всех детей) и социально-психологические (около 45%) воздействия. Меньшее значение по удельному весу принадлежало перинатальным вредностям (около 27%) и неблагоприятным социально-экономическим условиям (около 9%).
Недооценка взрослыми (воспитатели, педиатр, родители) общего состояния ребенка приводит к педагогическим ошибкам и появлению отклонений в поведении: усиливается раздражительность и плаксивость, возникает конфликтность со взрослыми и детьми, в ряде случаев – тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, черты повышенной тормозимости. вялость, пассивность в поведении.
Изучение социальных влияний, связанных с воспитанием детей и особенностями формирования детской личности, позволило выделить среди них три группы факторов: 1) социально-экономические; 2) психологические, отражающие семейно-бытовые условия и ситуации; 3) педагогические, связанные с непосредственным отношением к ребенку, применяемыми методами и средствами воздействия и воспитания.
Особенности формирования личностных свойств у дошкольников в большинстве случаев определяются комплексом социальных влияний, среди которых социально-экономические и семейно-бытовые условия чаще всего проявляются опосредованно, через педагогические факторы.
Личностные и поведенческие отклонения у дошкольников наиболее часто возникают при наличии в семье негативных психологических факторов и ситуаций (напряженные, конфликтные отношения, алкоголизм и пьянство, разводы родителей, неправильное воспитание в связи с противоречивыми установками или формальным, авторитарным отношением к ребенку, проживание в семье психически больных, тяжелый, деспотичный или несдержанный характер одного из родителей и др.), способствовавших длительному напряжению, накоплению отрицательных эмоций, общему эмоциональному угнетению или страданию ребенка.
Среди отрицательных явлений, связанных с используемыми в семьях методами и средствами воспитания, следует отметить применение физических наказаний, запугивание, наказание трудом, лишением прогулки, еды, дарение родителями за хорошее поведение детям дорогих игрушек, денег, подарков. Наряду с этим обращает на себя внимание частота запрещений, окриков, одергиваний, противоречивость в семейных требованиях и подходе к ребенку без. учета его возможностей, необязательность в исполнении принятых решений по отношению к детям, показной характер (для людей) сверхвнимательного отношения к ребенку, не соответствовавший реальному, и т. п.
Б. Роль воспитания и условий жизни в формировании личности (нервно-психического статуса) младших школьников изучала группа исследователей. Наблюдались 360 детей 9 общеобразовательных школ Москвы. Было обработано свыше 100 показателей. Заключение о нервно-психическом здоровье детей составлено по данным анализа амбулаторных карт развития ребенка (форма 112/у); сведений, полученных из родительских анкет-опросников, педагогических анкет; на основе объективных данных обследования психоневрологического статуса.
Все дети по уровню нервно-психического здоровья были разделены на 3 группы. В I группу вошли здоровые дети; во II – дети с легкими функциональными отклонениями и некоторыми особенностями психического развития. Группу III составили дети с выраженными нервно-психическими расстройствами.
У детей молодых родителей (до 20 лет) несколько чаще наблюдаются патологические привычки, задержка психического развития, аффективные расстройства в сочетании с вегетативно-сосудистой дистонией, что, возможно, обусловлено недостаточным вниманием молодых родителей к своим детям в раннем периоде их развития.
Влияние образовательного уровня родителей на нервно-психическое здоровье детей проявлялось лишь у детей, отнесенных к III группе. Среди родителей этих детей было меньше с высшим образованием, чем среди родителей здоровых детей. Отмеченная закономерность особенно характерна для образовательного уровня матерей. У детей из семей, проживающих в отдельных квартирах (около 47%), наблюдались аффективные расстройства, в то время как у детей, живущих в коммунальных квартирах (около 53%), – астеноневротические и церебрастенические проявления.
Четкое влияние на нервно-психическое здоровье детей оказывает «психологический климат» в семье. Невротические расстройства значительно чаще отмечались у детей, в семьях которых была конфликтная обстановка, у детей из неполных семей и безнадзорных. Примерно у трети детей с нервно-психическими отклонениями были чрезмерно строгие родители. У школьников II группы невротические проявления четко коррелировали с фактором «неполная семья», речевые нарушения чаще ассоциировались с безнадзорностью, а патологические привычки – с чрезмерно строгими условиями воспитания. У этих школьников влияние отрицательных факторов микросоциальной среды отражалось и на соматическом здоровье (склонность к анемнзации, артериальной гипотонии, функциональным заболеваниям желудочно-кишечного тракта, дефициту массы тела).
При неблагоприятном «психологическом климате» в семье нервно-психические синдромы у детей III группы проявлялись астеническими и церебрастеническими расстройствами. Особенно следует отметить, что у детей с выраженными нервно-психическими отклонениями отцы злоупотребляли алкоголем в 3 раза чаще, чем у здоровых школьников. При систематическом употреблении алкоголя отцом и матерью у многих детей возникает повышенная судорожная готовность. Родители, дети которых страдают выраженными нервно психическими отклонениями, в 2 раза чаше имеют вспыльчивый и замкнутый характер, чем родители детей I группы.
Прослеживается определенная связь между чертами характера родителей и клиническими проявлениями нервно-психических отклонений, У детей II группы невротические расстройства чаще коррелируют с замкнутостью отца, аффективные – со вспыльчивостью матери. Психопатоподобные расстройства у детей чаще наблюдаются в семьях, в которых родители уделяют мало внимания воспитанию ребенка. По мере ухудшения нервно-психического здоровья детей их успеваемость снижается.
Таким образом, социальные условия играют важную роль в формировании личности, в частности нервно-психического статуса, при этом вклад отдельных факторов различен.
Так, например, фактор «отсутствие отца» сказывается весьма негативно в формировании личности ребенка. Однако при наличии отца в семье воспитательное влияние его также неоднозначно. Ведущими негативными «факторами отца», способствующими возникновению выраженных нервно-психических расстройств у ребенка, являются низкий образовательный уровень отца; отрицательные черты характера (вспыльчивость, замкнутость), недостаточное внимание к воспитанию ребенка, частое употребление алкоголя. В компенсации отрицательного воздействия среды значительную роль играют такие факторы, как высшее образование, положительные черты характера (доброта, спокойствие, уравновешенность).
У детей с функциональными отклонениями (II группа) увеличивается значимость некоторых компенсирующих факторов (доброта); значимость факторов «спокойный», «уравновешенный» по сравнению с III группой значительно снижается.
Вклад негативных «факторов матери» в формирование нервно-психического статуса ребенка несколько ниже вклада негативных факторов отца. Положительные черты характера матери (доброта, спокойствие, ответственное отношение к воспитанию ребенка) играют ведущую роль в компенсации отрицательного воздействия среды и формировании личности с положительными чертами характера.
В. Соотносительная роль генотипа и среды в формировании личностных свойств детей исследуется с учетом состояния здоровья и темперамента самих детей и их родителей. Результаты подобных исследований свидетельствуют о важной роли обоих факторов в формировании личности. Приведем результаты подобных исследований четырех групп школьников старших классов: I группа – здоровые подростки; II – с легкими функциональными отклонениями, преимущественно астеноневротическими реакциями; III – с астеноневротическим синдромом, выраженными акцентуациями характера; IV группа – подростки преимущественно с пограничными нарушениями в виде неврозов и формирующихся психопатий. У школьников 9-10-х классов III и IV групп выявлены склонность ” ипохондрическим тенденциям, пессимизму, повышенному уровню ситуационной тревожности, чувству внутренней неудовлетворенности, демонстративности, конфликтности, внутренней дисгармоничности, сенситивности с ригидными установками, аутизации, эмоциональной холодности (у мальчиков), эмоциональной неустойчивости.
Результаты обследования родителей школьников с нервно-психическими отклонениями позволили установить, что они имеют определенные личностные изменения, отличающие их от родителей школьников I группы, т.е. здоровых.
Матери школьников II группы в наибольшей мере отличаются склонностью к ипохондрическим тенденциям, демонстративности, аутизации, эмоциональной холодности, конфликтности.
Отцы школьников II группы обладают в некоторой мере схожими с матерями личностными свойствами.
Матерям школьников III группы психического здоровья присуще сочетание сенситивности, упрямства, подозрительности, ригидности мышления с тревожностью и неуверенностью в себе, что позволяет говорить о некоторой противоречивости, дискордантности личностной структуры их. Кроме того, для матерей школьников данной группы характерна наибольшая степень экстраверсии и нейротизма (эмоциональная нестабильность).
Для отцов школьников III группы свойственно сочетание относительно высокого уровня сенситивности, ригидности установок, повышенной общей активности, раздражительности с властностью, уверенностью в себе, склонностью к консерватизму. Как и матерям детей этой группы, отцам присуща наибольшая степень экстравертированности и нейротизма.
В суммарном профиле матерей школьников IV группы наблюдается тенденция к дезадаптации, конфликтности, внутренней дисгармоничности, повышенной общей активности, импульсивности, пессимизму, тревожной мнительности, неуверенности в себе, эмоциональной холодности, замкнутости, эмоциональной нестабильности.
Отцы школьников IV группы характеризуются низкой общей активностью и низкой степенью сенситивности, т.е. пониженной эмоциональной чувствительностью, о чем также свидетельствует относительно невысокий уровень экстраверсии и нейротизма, отражающий наличие черт флегматического типа темперамента.
Таким образом, у родителей школьников с нервно-психическими отклонениями (как у матерей, так и у отцов) выявлены определенные особенности личности, несколько более выраженные у матерей и в целом у родителей детей IV группы (с нарушениями, достигшими клинического уровня).
Анализ усредненных коэффициентов корреляции по выборкам однополых пар «мать – дочь» и «отец – сын» по параметрам экстраверсии-интроверсии и нейротизма (различия между коэффициентами в этих выборках незначимы на всех изучаемых возрастных ступенях) и показателя наследуемости в «узком смысле» (методику расчета см.: Хамаганова Т.Г., 1987) выявил, что доля генетической компоненты в изменчивости параметра экстравер-сии-интроверсии увеличивается к 15 годам (8-й класс) и уменьшается к 16-17 годам (9-10-й классы).
Для показателя нейротизма значительный вклад генетических факторов отмечается на протяжении 14-15 лет, особенно в 14 лет; в постпубертатном периоде он существенно снижается и не определяется в возрасте 17 лет (10-й класс).
Уровень нейротизма имеет тенденцию к несколько большей генетической детерминации, чем показатель экстраверсии-интроверсии, в возрасте 14-16 лет, но в постпубертатном периоде роль генетических факторов продолжает определяться для показателя экстраверсии-интроверсии, в то время как для параметра нейротизма в 17 лет она не выявляется. Показатель экстраверсии-интроверсии, возможно, следует считать более «устойчивым» в отношении определения его генетическими факторами. Это согласуется с мнением большинства исследователей, которые считают, что данный показатель имеет фундаментальное значение и в его детерминации принимают участие генетические факторы.
Таким образом, изучение соотносительной роли наследственных и средовых факторов в детерминации показателей темперамента выявило определенную возрастную динамику для показателей экстраверсии-интроверсии и нейротизма на протяжении пубертатного и постпубертатного периодов. Эта динамика свидетельствует, что наибольшее влияние генетических факторов в изменчивости данных показателей темперамента проявляется в пубертатный период (14-15 лет); в постпубертатном периоде (16-17 лет) возрастает роль средовых, социальных факторов.
Анализ усредненных коэффициентов кореляции по данным 10-го класса (17 лет) подтверждает довольно существенное значение генетических факторов в детерминации черт конфликтности, дисгармоничности и особенно аутичности, необычности склада мышления и меньшее значение их для проявлений ипохондричности и демонстративности.
Формирование ряда психологических характеристик подростков осуществляется при динамическом взаимодействии генетических и внешних социальных, в том числе семейных, факторов, при этом влияние некоторых личностных особенностей родителей неоднозначно.