Провокации были бы бесполезны без движения. Этот процесс обсуждался вместе с другими основными процессами в самом начале этой книги. Движение означает продвижение вперед от идеи или утверждения.
Важно осознавать, что «движение» отличается от «суждения». Суждение заключается в сопоставлении чего-то нового с уже имеющимся опытом с помощью «ячеек»: правильно это или нет? Движение абсолютно не связано с такими понятиями, как «истинность», «ценность» и «правильность». Суть движения заключается лишь в «движении вперед» от провокации к чему-то практически полезному.
Для тех, кто уже имеет опыт использования приема мозговой атаки, хочу подчеркнуть, что движение — это «активная» умственная операция. Отложить суждение, отсрочить суждение, оттянуть вынесение окончательной оценки — все эти приемы слишком несовершенны. Движение — это активный умственный процесс. Умение двигаться можно развить. Иногда достаточно одного «намерения» двигаться вперед от провокации. Но существуют также формальные методы движения, которые стоит попробовать.
1. Выделите из провокационного утверждения отдельный принцип, самостоятельную идею или черту. Сконцентрируйтесь только на ней, забыв обо всем остальном. Постройте свою идею вокруг того, что вы выделили.
2. Сконцентрируйтесь на разнице между провокацией и реальностью. Постройте свою идею, основываясь на каком-либо аспекте именно этой разницы.
3. Представьте, мысленно нарисуйте то, как провокационная идея будет реализовываться на практике. Посмотрите, как действия будут разворачиваться «шаг за шагом». На основе этих наблюдений выдвиньте какие-нибудь идеи.
4. Выделите позитивные моменты провокации и постарайтесь превратить их в новую идею.
5. Попробуйте найти особые обстоятельства, при которых провокация приобрела бы иную ценность.
Развивая свои «двигательные» умения, вы вскоре обнаружите, что используете все эти методы, а, кроме того, можете двигаться практически от любой провокации.
Все эти методы, а также сфера творческого мышления подробнее описаны в моей книге «Серьезное творческое мышление».