Возможно, упомянутые выше основные мыслительные процессы знакомы многим из вас, однако вряд ли кто-то знаком с таким процессом, как движение.
Движение просто обозначает, как вы двигаетесь вперед с той позиции, где находитесь сейчас.
Крайняя форма движения используется наряду с провокацией как основной метод творческого мышления.
При провокации мы можем создать нечто находящееся за границами нашего опыта и даже противоречащее нашему опыту. В качестве примера провокации можно привести следующий: «У машин должны быть квадратные колеса». Наше суждение тут же возразит и скажет, что это чепуха: эта конструкция непрактична; она будет расходовать больше горючего; она развалится на части; скорость будет очень низкой; для нее потребуется мощный мотор; ехать на такой машине будет чрезвычайно неудобно и т. п. Вполне очевидно, что наше суждение не позволит нам использовать эту провокацию, так как оно ориентируется на прошлый опыт, а творческий подход всегда связан с будущей возможностью. И поэтому нужна другая умственная операция, которая и называется «движение». Итак, как нам продвигаться вперед от провокации?
Мы можем начать продвижение вперед, представив катящееся квадратное колесо (процесс проекции). Когда колесо становится на угол, подвеска может сжаться и машина останется на таком же расстоянии от земли. Отсюда рождается понятие «подвеска», которая изменяется в зависимости от потребности. Это развивается в идею об «активной» или «умной» подвеске, которую сейчас рассматривают как реальную возможность.
Движением мы называем любое продвижение вперед от какого-то положения, позиции или идеи. Движение может включать в себя ассоциацию. Мы движемся от идеи к ассоциации.
Движение может включать в себя фантазии, когда идеи просто сменяются одна другой.
Этот процесс включает также определение альтернатив. Если у нас есть один способ выполнить что-то, который нас вполне удовлетворяет, то зачем искать другой? Хотя здесь нет никакой логичной причины, все же мы должны приложить определенное усилие, чтобы выработать альтернативу. Это и есть движение: «Каким еще способом можно это сделать?»
Польза от поиска альтернатив вполне очевидна. Первый способ вовсе не означает лучший. Ранжирование альтернатив позволяет нам, сравнивая их, выбирать лучшую.
Движение может направляться инструкцией или направляющей внимание просьбой. Мы можем, задав себе инструкцию, обратить внимание на «других людей в классе», двигаться по направлению к этим людям.
Движение — это очень широкий процесс; он пересекается с другими процессами.
Движение также составляет основу «подвижной логики», которая описана в моей книге «Water Logic». В логике воды мы наблюдаем естественное течение мыслей от одной идеи к другой. При более целенаправленном процессе движения мы ищем различные способы передвижения от одной идеи к другой.
«В каком направлении мы собираемся двигаться?»
«Какие существуют альтернативы?»
«Как мы можем оттолкнуться от этой провокации?»
«Что будет потом?»
«Какая идея приходит в голову?»
Можно сказать, что весь процесс мышления — это попытка начать движение в нужном направлении, используя для этого различные средства.