Хороший результат может принести сочетание индивидуального и группового творческого мышления. Этот подход позволяет взять все лучшее от обоих подходов. Личность способна открывать новые направления мышления, а группа может более эффективно разрабатывать предложенные идеи. Существуют различные способы использования комбинаций.
Прерванная сессия
Сессия начинается с совместного обсуждения проблемы, чтобы определить фокус и разработать несколько стартовых идей.
Затем используются методы нестандартного мышления. Участники группы работают параллельно, выбирая методы по своему усмотрению. Как правило, на это отводится от двух до четырех минут. Если предполагается использовать веер концепций, можно увеличить отведенное время до десяти минут.
Можно предоставить каждому разрабатывать идею с самого начала.
Самостоятельно установите провокационную идею отстранения и затем используйте ее для поиска идеи.
Другой подход заключается в том, чтобы установить для всей группы начальные условия.
Провокационная идея: ПРО, в ванной комнате нет водопроводного крана. Дальше работайте самостоятельно.
Например, группа может выдвинуть ряд двухшаговых провокационных идей. Затем одна из них выбирается в качестве рабочей, и каждый из членов группы работает над ней самостоятельно.
Группа может предложить фиксированную точку для прямых альтернатив, после чего каждый самостоятельно занимается поиском альтернатив, относящихся к этой фиксированной точке.
Если члены группы не обладают достаточными навыками применения инструментов, лучше установить общие для всех начальные условия поиска. Если в сессии принимают участие опытные мыслители, лучше позволить им самостоятельно определить стартовые условия.
По истечении времени, отведенного для самостоятельной работы, участники сообщают полученные результаты. Каждому отводится на это примерно три минуты. Затем начинается обсуждение предложенных идей. Группа должна не просто понять и принять высказанные идеи, но постараться развить их и улучшить.
Когда дискуссия начинает затухать, предлагается новый метод и все повторяется сначала.
Каждый этап индивидуальной работы основан на применении определенного инструмента. Участники группы используют этот инструмент формально и целенаправленно.
Этап совместной работы характеризуется тремя аспектами:
1. Обратная связь группы с каждым ее членом. Совместная генерация начальных условий поиска.
2. Обсуждение и дальнейшее развитие предложенных каждым идей.
3. Прямое коллективное использование методов нестандартного мышления.
Метод сэндвича
Каждому участнику группы сообщают творческое фокусирование. Это может быть сделано на вводном собрании, в частной беседе или по почте. Затем каждый работает над идеей самостоятельно примерно в течение недели . Если участники сессии еще не обладают достаточным опытом работы с инструментами, начальные установки могут содержать конкретную провокационную идею. По истечении назначенного срока созывается творческая сессия, на которой каждый излагает полученные результаты. Суть идеи должна быть изложена устно, даже если автор сформулировал ее письменно. Каждому отводится на это десять минут. Затем группа обсуждает и развивает предложенные идеи.
Итог групповой сессии служит материалом для следующего этапа индивидуальной работы. Теперь каждый участник группы может развивать дальше собственные идеи, обсуждавшиеся в группе, или работать с любой другой из предложенных идей и концепций. В конце отведенного периода (это может быть еще одна неделя) каждый предоставляет полный отчет или итог творческого мышления. Это не должен быть отчет об итогах групповой сессии. Туда следует вносить лишь те моменты, которые привлекают данного участника группы. На основании отдельных отчетов подводится общий итог работы группы. Его можно довести до сведения участников. Заключительное групповое собрание возможно, но не обязательно. Если предполагается, что группа будет развивать предложенные идеи и дальше, то заключительное собрание необходимо, для того чтобы обсудить итог совместной работы и выбрать из многих идей одну или две.
Одно из преимуществ комбинированных методов работы (индивидуальная и групповая) заключается в том, что люди начинают более уважительно относиться к чужим идеям. Если человек знает, что ему предстоит публично высказать собственную идею, он будет более конструктивен по отношению к чужим.
Другое преимущество комбинированных методов — максимальная отдача от каждого участника группы.
При использовании чистого метода работы в группе кто-то может отсидеться в уголке или ограничиться критикой чужих идей. Индивидуальный этап работы заставляет каждого совершить творческое усилие и представить результат. При этом также повышается мотивация для развития творческих навыков. Когда люди работают совместно, кому-то может показаться, что его творческий потенциал достаточно высок и не нуждается в развитии. Нужно только сидеть и ждать, пока идея не осенит его. Но если перед человеком поставлена конкретная задача, которую нужно решить с помощью конкретного метода, ему приходится побеспокоиться о том, чтобы развить в себе навыки нестандартного мышления.