Я сознательно не касался метода шести шляп, потому что он является скорее каркасом, основой для мышления в целом в рамках целого коллектива. Мы редко применяем его как узкий инструмент творческого мышления. Зеленая шляпа обращается непосредственно к творческому мышлению, но она не диктует нам, какой конкретный метод следует использовать. Это может быть всего лишь творческая пауза или попытка найти альтернативы. Можно применить и другие творческие методы. Основная ценность зеленой шляпы состоит в том, что она освобождает пространство для творческого усилия.
Ценность желтой шляпы состоит в том, что она направляет мышление в сторону поиска ценности и осуществимости идей. Она поддерживает «новорожденную» идею конструктивным вниманием. Можно попросить человека, настроенного против идеи, найти в ней достоинства и способы ее осуществления.
Очень важный аспект метода шести мыслительных шляп — возможность ограничить применение черной шляпы. К ней обращаются только в определенные моменты, для того чтобы оценить идею и найти ее слабые стороны.
Таким образом, метод шести шляп составляет каркас для творческого усилия.
Иногда этот метод можно применять почти так же непосредственно, как и другие мыслительные инструменты. В этом случае я рекомендую следующую последовательность применения шляп.
Белая шляпа: информационная база. Что мы знаем?
Зеленая шляпа: альтернативы, предположения и идеи.
Желтая шляпа: осуществимость, выгоды и ценность идей.
Черная шляпа: трудности, опасности, проблемы и узкие места.
Красная шляпа: интуиция и эмоциональное восприятие идей.
Синяя шляпа: заключение.