Педагогическая мнемотехника
Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания – резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном “пережевывании” изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала… И многие другие, знакомые нам со школы методы.
В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
Цирковая (эстрадная) мнемотехника
Цирковая мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении… Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике – не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники. Хотя, конечно же, исполнители бывают разной квалификации.
При выступлении цирковых мнемонистов их способность запоминать часто вообще не афишируется, а наоборот держится в секрете. Потому что вся иллюзия телепатии, поиска предметов основывается на хорошо тренированной памяти.
Не следует забывать и тот факт, что цирковые исполнители – прежде всего артисты цирка. А обман в цирке (то есть фокусы) считается нормой. Поэтому не следует удивляться, когда вы узнаете, что у исполнителя есть несколько десятков ассистентов в зале.
Спортивная мнемотехника
С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, вы можете встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже.
Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.
Самой способностью запоминать на таких соревнованиях никого не удивишь. Чтобы попасть на соревнования, нужно пройти отборочный тур, на котором необходимо продемонстрировать наличие навыка запоминания. Ведь человеку, не умеющему запоминать, нечего делать на соревновании.
Рекорды, устанавливаемые рекордсменами, поражают воображение. Особенно, если человек не знаком с принципами запоминания в мнемотехнике. Но даже у обученного запоминанию человека рекордсмены вызывают чувство глубокого уважения. Когда сам умеешь запоминать, то понимаешь, каких трудов стоят все эти рекорды.
Самым трудным видом соревнований считается запоминание произносимых чисел. Когда мнемонист не имеет возможности повторно увидеть или услышать уже запомненное им число. То есть запоминание с однократного восприятия.
В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое – это скорость запоминания информации. Второй показатель – это объем запоминаемых за один раз сведений.
Современная мнемотехника
К современной мнемотехнике относится представленная на сайте система “Джордано”. Но есть и другие системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг, а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Есть специализированные системы, направленные только на изучение иностранных языков. Существуют методики заучивания сложных двигательных навыков.
Система “Джордано” приспособлена к запоминанию ТОЧНОЙ информации. Такой информации, которую нельзя запоминать приблизительно и которую, как правило, никто даже и не пытается запоминать. Система “Джордано” позволяет запоминать незапоминаемую информацию.
Современная мнемотехника отошла от набившего оскомину Симонида и “не желает знать где сидят фазаны”. Современной мнемотехнике больше по вкусу результаты нейрофизиологических исследований и точные методы проверки эффективности тех или иных приемов запоминания.
Ниже приводится перечень основных положений системы “Джордано”, которые отличают ее от других систем запоминания. При использовании этих понятий другими авторами ссылки на сайт Mnemonikon и систему запоминания “Джордано” – обязательны.
1. Вводится понятие “электрическая память” – процесс фиксации мозгом связи между одновременно работающими нервными клетками.
2. Обозначена основная мыслительная операция, ведущая к запоминанию – операция “Соединение образов”.
3. Вводится понятие “Смысл запоминания” – последовательное соединение элементов одного информационного сообщения.
4. Вводится понятие “Точная информация” – информация, элементы которой при восприятии не вызывают зрительных образов в воображении.
5. Основной способ запоминания в системе “Джордано” – образование ассоциации, состоящей из основы и элементов. Этот способ запоминания является единственно правильным и вытекает из понятия “Смысл запоминания” и схемы образования электрической связи. В литературе о мнемотехнике ранее не описывался.
6. Вводится понятие “Фиксированные образные коды” – образы-заменители часто повторяющихся элементов информации, которые должны быть уникальны и неизменяемы.
7. Вводится понятие “Система внутренней стимуляции мозга” – система заранее заученных неизменяемых образов, которые с нейрофизиологической точки зрения являются фильтрами пространственных частот. К ним привязываются созданные ассоциации. С их помощью осуществляется сканирование мозга и считывание из него ранее образованных комбинаций образов.
8. Используются многоуровневые системы опорных образов, которые строятся из комбинаций десяти основных приемов запоминания последовательности.
9. Вводится запрет на соединение вместе любых образных кодов. Также образные коды запрещается использовать в качестве опорных образов.
10. Вводится понятие “навык запоминания” и разработан компьютерный тест для проверки сформированного навыка запоминания. Введены нормативы для обучающихся технике запоминания по системе “Джордано”.
11. Введено понятие “фонетические образные коды”, которые используются для быстрого запоминания иностранных слов.
12. Под логической связью понимается любая связь, создаваемая в воображении между зрительными образами.
13. Под “пониманием” имеется ввиду представление в воображении пространственно организованных зрительных образов.
14. Введены понятия “каналы воссоздающего воображения”, “канал пространственных операторов”, дается схема работы воссоздающего воображения.
15. Четко определены четыре основных этапа запоминания: кодирование элементов информации в образы, запоминание (соединение образов), фиксация последовательности ассоциаций (непосредственно между собою или с помощью систем опорных образов), закрепление связей в мозге (три способа мысленного повторения).
Можно и дальше перечислять новшества, которые внесла в мнемотехнику система “Джордано”. Но и вышеперечисленного вполне достаточно для того, чтобы понять, что перед вами совершенно новая мнемотехника, не только не похожая на привычные системы запоминания, но и противоречащая им на каждом шагу.