Невозможно достичь реального успеха, не столкнувшись с трудностями, сопротивлением, потерями. Но можно использовать беды и неприятности для продвижения вперед. Статистика говорит, что случается одна авиакатастрофа на 16 миллиардов километров полета. В наши дни самолет стал на редкость безопасным видом транспорта. Увы, аварии все же случаются. Когда это происходит, Управление гражданской аэронавтики США (САА) начинает расследование причин катастрофы. Собирают обломки металла, разбросанные по огромной территории, опрашивают свидетелей и выживших в катастрофе людей. Специалисты пытаются воссоздать условия, при которых произошла авария. Следствие длится недели, месяцы — до тех пор пока не будет установлена причина катастрофы.
Когда причина найдена, САА немедленно принимает меры для предотвращения дальнейших катастроф по подобной причине. Если причиной катастрофы стал дефект конструкции, то он устраняется на всех самолетах данного типа. Если обнаруживается неисправность приборов, проводятся работы по повышению их надежности. В результате исследований САА появились сотни современных) надежных самолетов.
Так в гражданской авиации поражение мостит путь к победе — к более безопасным авиаперелетам.
Врачи используют свои неудачи для поиска путей к здоровью и долголетию пациентов. Если пациент умирает по неизвестной причине, патологоанатомы проводят вскрытие, чтобы определить причину смерти. Новые знания о функционировании человеческого организма помогают врачам спасать жизни другим больным.
Мой знакомый менеджер отдела торговли каждый месяц проводит совещания работников отдела, чтобы определить причины крупных неудач. При этом события реконструируются и тщательнейшим образом изучаются. В результате сотрудники отдела приобретают знания, позволяющие им не допустить подобных поражений в будущем.
Лучшие футбольные тренеры до мельчайших деталей разбирают с членами команды подробности матча, отмечая все ошибки. Некоторые из тренеров даже снимают ход игры на кинопленку, чтобы футболисты могли увидеть свои оплошности на экране и сыграть лучше в следующем матче.
В любой сфере человеческой деятельности специалисты следуют принципу успеха: извлекать пользу из каждой неудачи.
Но если неудача касается нас лично, чаще всего мы испытываем такую бурю эмоций, что не способны извлечь урок из поражения.
По реакции студента на неудовлетворительную оценку преподаватель узнает о возможности дальнейшего успеха этого студента. Несколько лет назад, когда я преподавал в Государственном университете Детройта, мне пришлось поставить неудовлетворительную оценку студенту выпускного курса. Для него это стало настоящим ударом. Теперь он стоял перед выбором: остаться на второй год, прослушать курс лекций еще раз, пересдать экзамен и защитить диплом или же остаться без диплома.
Как я и предполагал, студент, узнав о провале, был разочарован и рассержен до предела. В ответ на мои слова о том, что его работа не дотягивала до оценки «удовлетворительно», он признался, что не относился к моему предмету должным образом.
— Но все же, — уверял он, — остальные оценки у меня в норме, согласитесь? Нельзя ли это учесть?
Я был вынужден разочаровать молодого человека: оценка ставится за знание конкретного предмета. И пояснил, что университетские правила запрещают изменять оценку по любой причине, за исключением обнаружения непреднамеренной ошибки со стороны преподавателя.
Поняв, что вымолить удовлетворительную оценку не удастся, студент окончательно разозлился.
— Господин профессор, — сказал он, — я могу вам назвать минимум пятьдесят преуспевающих людей из этого города, не изучавших ваш предмет и даже понятия не имеющих о его существовании. Что в этом предмете такого уж важного, чтобы из-за одного «неуда» я остался без диплома? Слава Богу, — добавил он, — что «там» не смотрят на вещи так, как вы, преподаватели!
После этой реплики я сделал паузу секунд на сорок пять, не меньше. (Я не раз убеждался: когда в ваш адрес летит язвительное замечание, лучший способ предотвратить перебранку — сделать долгую паузу.) Затем я сказал студенту: — Вы во многом правы. Действительно, многие, очень многие преуспевающие люди не имеют ни малейшего понятия, о чем идет речь в моих лекциях. Без сомнения, вы можете достичь немалого успеха и без знания моего предмета. По большому счету, в масштабах жизни эти знания ничего вам не прибавят и не убавят. Я говорю о знаниях по предмету, но не об отношении к предмету.
На недоуменный вопрос студента я ответил:
— Знаете ли, «там» будут ставить вам оценки точно так же, как и «тут». Там, как и здесь, важно одно: как вы делаете свое дело. За работу, сделанную абы-как, «там» никто не будет вам хорошо платить или повышать в должности. Я вновь сделал паузу, давая студенту возможность поразмыслить, а затем сказал:
— Позвольте мне дать вам один совет. Я могу представить, что вы сейчас чувствуете, как сильно разочарованы. И я ничуть не в обиде, если вы слегка сердиты на меня. Давайте посмотрим на ваш опыт с положительной стороны. Вы получили чрезвычайно важный урок: если не будешь старательно работать, ничего не добьешься. Запомните это. Лет через пять вы согласитесь, что это был самый полезный урок за все время, проведенное в университете.
Я был очень рад, когда через несколько дней узнал, что этот студент записался на повторное прослушивание курса лекций по моему предмету. На этот раз он выглядел на экзамене совсем по-другому. После удачной сдачи экзамена он позвонил мне, чтобы лично поблагодарить за добрый совет.
— Я очень многое понял после первого провала, — сказал он. — Не удивляйтесь, господин профессор, но я даже рад, что в первый раз не сдал.
Поражение можно превратить в победу. Извлеките из поражения урок, сделайте нужные выводы, а затем оглянитесь на свою неудачу и улыбнитесь.
Старые любители кино никогда не забудут великого актера Лайонела Бэрримора. В 1936 году Бэрримор сломал бедро. Перелом не сросся. Казалось, с актерской карьерой покончено навсегда. Так думали многие, но только не Бэрримор. Трагедия стала одной из ступенек к еще большему актерскому успеху. На протяжении 18 лет, невзирая на сильные, непрекращающиеся боли, он успешно сыграл десятки ролей, сидя в инвалидном кресле.