Психолог Михали Шикшентмихали задался вопросом, почему в мире так много несчастных людей. Почему, несмотря на весь комфорт, роскошь и огромные возможности современного мира, «люди продолжают чувствовать, что их жизнь проходит впустую и вместо памяти о наполненных счастьем днях прожитые годы оставляют только скуку и тревогу?»
Шикшентмихали решил непременно найти ответ. За двадцать пять лет он опросил сотни людей во всем мире, самых разных профессий и судеб — артистов, спортсменов, шахматистов, дворников, с просьбой описать самые счастливые мгновения жизни и вспомнить, что привело их к этим минутам. С удивительным единодушием все повторяли примерно одно и то же.
«Лучшие минуты наступают тогда, — пишет Шикшентмихали в своей книге “Психология оптимального опыта”, — когда тело и дух человека неимоверно напряжены в сознательном усилии добиться чего-то сложного и трудного, но несомненно стоящего затраченных усилий… Ощущение счастья далеко не всегда приходит в тот же момент. Во время рекордного заплыва мускулы пловца мучительно ноют; легкие, кажется, готовы лопнуть; он дрожит на пределе возможностей — но потом будет вспоминать эти минуты как ярчайшее событие своей жизни».
Шикшентмихали именует подобное экстремальное состояние «быть на гребне волны», что ближе всего передает нам райское наслаждение. Шикшентмихали полагает, что оно наступает, когда мы полностью поглощены не слишком легкой, но и не слишком сложной для нас деятельностью. Если все очень просто, то быстро наступает скука, если непосильно — раздражение. Но при оптимальном соотношении вскоре приходит то состояние необременительной сосредоточенности, которое Мария Монтессори наблюдала у детей в игре.
Как удержаться на гребне.
Ученые обнаружили, что удовольствие — основная составляющая силы мышления. Чем большее удовольствие доставляют нам умственные упражнения, тем сильнее эффект. Согласно Шикшентмихали, наш разум становится тем изощреннее, чем больше времени мы проводим «на гребне волны». Радиотехники оценивают чистоту передачи сигнала отношением уровня сигнала к уровню шумов. Все очень просто: если сигнал намного сильнее шума, то он слышен отчетливо, если сигнал слишком слаб по сравнению с шумом, то слышен в основном фон.
Чем дольше вы остаетесь на гребне волны — то есть в состоянии приятной сосредоточенности, — тем совершеннее будут ваши способности. Представим, что диаграмма иллюстрирует случай с Алексом — мальчиком, который учился играть в теннис. Когда он делал только первые шаги, то перебрасывание мяча через сетку было трудным, но увлекательным для него занятием. Но вот мастерство Алекса выросло, и ему уже скучно просто бросать мяч. Чтобы вернуться на гребень волны, задачу необходимо усложнить, предложив игру против сильного игрока. Сначала противник настолько силен, что Алекс пропускает все мячи. Он раздражается, и ему перестает нравиться игра. Остаться на гребне можно лишь продолжая тренироваться, стремясь достичь уровня противника.
Когда человек находится на гребне волны, интенсивность его мышления усиливается, отношение уровня сигнала к уровню шума при этом увеличивается. Если мы пытаемся выполнить слишком трудное для нас задание, то обычно испытываем стыд, неуверенность и даже страх. Эти чувства создают постоянный обессиливающий фоновый шум, отвлекающий от работы. И точно так же, когда работа слишком примитивна, то разум вынужден бороться со скукой — и снова рабочий сигнал тонет в болоте шума.
Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел.
При низком отношении уровня сигнала к уровню шума сигнал теряется на фоне шума. При высоком отношении «сигнал — шум» сигнал воспринимается отчетливо.
Кроме всего прочего, люди, подхваченные волной, испытывают то состояние увлеченности, когда время останавливается, тревога уходит и кажется, что вокруг не существует ничего, кроме любимого дела. Все 126 бит сознательного внимания заняты. Ни одна негативная или отвлекающая мысль не может просочиться в сознание.
В такие минуты мышление становится сфокусированным, как луч лазера. Настольная лампа — некогерентный источник света. Поток ее излучения очень слаб и не влияет на окружающий мир. Но если упорядочить его, привести все волны к одной частоте и выровнять их по фазе, то «ах!» — это будет уже луч лазера. Когерентный свет намного мощнее обычного. Он может все: заживить микроскопическую рану на роговице глаза или разрушить вражеский спутник. Сила лазерного луча в его упорядоченности и фокусировке.
Разум тоже обретает могучую силу, если он упорядочен и сосредоточен. Люди в состоянии на гребне волны работают с такой скоростью и выносливостью и демонстрируют такие невероятные таланты, что временами их способности кажутся сверхчеловеческими. Именно будучи на гребне, Моцарт создавал шедевры за одну ночь, Бейб Рут забил шестидесятый гол в бейсбольном сезоне 1927 года, скалолазы штурмовали стену Эль Капитан в Йосемитском национальном парке, хирурги проводили «марафонские» операции. Но они осознавали свои высочайшие достижения, только когда все уже было позади. Это состояние сверхпродуктивности мы в своем «Проекте возрождения» называем творческим горением.
Удовлетворение от обратной связи.
Конечно, пребывание на гребне не всегда сопровождается столь драматичными событиями. Чаще мы даже не осознаем, что находимся на вершине. Это может случиться, когда вы увлеченно играете в теннис или прогуливаетесь по улице и восхищаетесь красивыми четкими бликами солнечного света на зданиях, забывая обо всех своих проблемах. Вы испытываете такие чувства, просто играя со своими детьми или наслаждаясь свободной минутой с супругом или супругой.
Фактически любое активное действие, которое полностью использует ваши 126 бит сознательного внимания, может привести вас на гребень. Но если каждую минуту вы ощущаете шум, проникающий в мозг в виде тревоги, волнения, возмущения, неуверенности и т. п., то знайте, что бы вы ни делали, данное занятие для вас либо слишком простое, либо слишком сложное. Задействуй ваши усилия действительно все 126 бит — отвлекающий шум был бы полностью блокирован.
В соответствии с учением доктора Шикшентмихали обратная связь более чем любой другой фактор привносит элементы игры в работу и обучение.
Любая хорошая игра всегда содержит в себе хоть какую-то систему подсчета очков. Это способ обратной связи с играющими, позволяющий постоянно оценивать, насколько успешны усилия того или иного игрока. Мы гораздо более активны у баскетбольной корзины, если можем следить на табло за соотношением попаданий и промахов. Напряженная работа на спортивном тренажере пойдет намного веселее, если перед глазами цифровой датчик, сообщающий каждую секунду, сколько калорий мы «сожгли» и на какой этаж поднялись.
Овладейте мастерством.
Математика из всех наук наименее склонна к компромиссу. Или вы знаете материал в совершенстве, или вы не знаете его вообще. По этой причине занятия математикой доставляют нам больше всего хлопот.
Удивительно, что даже такое внушающее страх препятствие легко преодолевается, если применить принцип работы на гребне волны. К примеру, система обучения, разработанная японским педагогом Тору Кумоном, для многих студентов превратила математику из испытания в восхитительную игру — как в США, так и в Японии. Под руководством Кумона студенты выполняют порядка 4400 письменных работ, начиная с основ арифметики. Занятие длится обычно от 15 до 30 минут, и в ожидании сигнала гонга каждый, не разбрасываясь, посвящает их только одной задаче, стремясь получить более высокую оценку. Вместо того чтобы корпеть над новыми головоломками, все стараются побить свой предыдущий рекорд быстроты решения задач известного типа. Благодаря программе Кумона студенты постоянно пребывают на гребне. Они вырабатывают скорость и упорство в работе, но делают это в собственном темпе — согласно своим способностям.
Обычно студенты, изучая курс математики, чтобы не отстать от товарищей, не освоив до конца одной темы вынуждены переходить к следующей. Такая ситуация напоминает строительство сооружения на неустойчивом фундаменте. Чем выше требования к студенту, тем более беспокойным он становится, а его жизнь с каждым днем все больше напоминает многоэтажное шаткое здание.
Механизм обратной связи постепенно рушится. Преобладает тревожное состояние. Оказаться на гребне волны становится невозможным.
Студенты, обучающиеся математике по методу Кумона, напротив, никогда не приступают к решению задач по следующей теме, пока не научатся быстро и в совершенстве решать задачи предыдущей. Они подходят к каждому новому уроку почти с прокурорской уверенностью, что свидетельствует о настоящем мастерстве.
Любите сам процесс.
Во время работы над «Фантазией» Уолт Дисней обратился к своим мультипликаторам со словами: «Это не просто мультфильмы — это целый мир, который нужно завоевать». Мультипликация для Диснея была больше, чем просто сфера шоу-бизнеса. Он верил, что удивительная страна движущихся картинок когда-нибудь расширит выражение человеческих чувств настолько, что мы сможем по собственному желанию воплощать свои самые невероятные идеи. «То, что я вижу впереди, слишком туманно, чтобы его описывать, — сказал как-то Дисней о будущем индустрии развлечений, — но выглядит это как нечто огромное и сверкающее».
Сегодня предвидение Диснея уже воплощается при помощи специальных эффектов, основанных на использовании цифровых устройств. Эти технические достижения появились только через тридцать лет после его слов — и, к сожалению, он не застал их. Подобно Моисею, Дисней провел свою жизнь в пути к Земле Обетованной, которую ему так и не довелось увидеть. Но стоит ли его жалеть? По мнению самого Диснея, нет. Пока он был жив, он с неповторимым изяществом принимал все правила «смертельной игры».
Дисней говорил: «Мы, последние из первопроходцев, кто не доживет до того момента, когда можно будет увидеть реализованным будущее, о котором мы мечтаем. Наше счастье — в работе по созданию фундамента этого будущего». Как и у других гениев, для Диснея главное удовольствие заключалось в самом процессе работы. Выдающиеся результаты обеспечивались в основном кропотливым трудом, который он так любил.