Если бы в концертном зале стояло устройство для сканирования мозга, можно было бы без труда определить, кто из публики – музыкант. Японские ученые установили, что, когда профессиональные музыканты слушают музыку, у них более активно работает левое полушарие мозга, тогда как у обычных людей – правое. Это может означать, что музыканты, в отличие от других людей, могут “обрабатывать” музыку, как речь.
Во время экспериментов испытуемым предлагали прослушать запись “Итальянского концерта” И.-С. Баха и определяли методом магнито-резонансной томографии, какие области мозга при этом наиболее активны. За обработку звуковой информации ответственна часть височной доли мозга, расположенная над слуховым каналом. Активность этой доли в левом полушарии была наиболее выражена у тех, кто начал заниматься музыкой в раннем возрасте, а также у людей, обладающих абсолютным слухом (то есть способностью определять высоту отдельных звуков, не сопоставляя их со звуками известной высоты). Принято считать, что абсолютный слух – это генетически обусловленная способность. Но раз музыкальное обучение в детском возрасте может влиять на структурное развитие височных долей, то не исключено, что абсолютный слух можно развить.
Поскольку левое полушарие мозга контролирует речевые процессы, вполне возможно, что у музыкантов развивается особый аналитический способ восприятия звуков и они работают с музыкой, как писатели – с языком. Недаром, когда композитор перестает сочинять, музыканты говорят, что ему больше “нечего сказать”.
По материалам зарубежной печати. Журнал “Наука и жизнь” №12, 2001 год