№6, 1998 год
В материалах рубрики использова ны статьи и сообщения следующих изданий: “New Scientist” (Англия), “VDI-Nachrichten” (Германия), “Discover”, “National Geographic Magazine”, “Natural History”, “Science News”,”Scientific American” (США), “Ciel et Espace”, “Sciences et Avenir” (Франция).
Нередко после инсульта утраченные было функции мозга восстанавливаются. Но это происходит не потому, что оживает участок мозга, убитый кислородным голоданием после того, как перестал пропускать кровь какой-то сосуд. Отмершие нейроны не восстанавливаются, но необходимые функции берет на себя другой фрагмент мозга. Однако теперь, похоже, возникает возможность “ремонтировать” пострадавшие участки, заменяя отмершие клетки.
Многообещающая новость пришла из Лондонского института психиатрии. Вызвав инсульт у нескольких сотен крыс, ученые ввели в их мозг измененные методом генной инженерии нервные клетки от очень ранних мышиных эмбрионов. Эти “заготовки” нейронов самостоятельно нашли поврежденное место в мозгу, осели там, развились в настоящие нейроны и стали выполнять работу, которую делали отмершие клетки. Поведение пострадавших крыс нормализовалось. Затем такие же опыты с подобными результатами были проведены на мартышках.
Первые попытки пересадки частей мозга взрослым подопытным животным были сделаны еще в 1890 году. Но первые успехи на человеке относятся к началу девяностых годов нашего столетия, когда шведские хирурги показали, что облегчить симптомы болезни Паркинсона можно, вводя в мозг больного кусочки нервной ткани от погибших человеческих эмбрионов. Эти кусочки не отторгаются: во-первых, потому, что иммунная система мозга вообще менее активна, чем в других органах, во-вторых, потому, что клетки от ранних эмбрионов еще не имеют четких признаков своего организма и могут приниматься другим организмом. Этот метод лечения испытан с тех пор на сотнях больных, в некоторых случаях – с замечательными результатами. Но на каждую операцию требуется несколько эмбрионов, погибших на определенной стадии развития.
Английские исследователи обошли эту сложность, используя клетки, сравнительно легко выращиваемые в любых количествах в лаборатории. Большим сюрпризом оказалось то, что введенные сравнительно далеко от места повреждения мышиные клетки самостоятельно преодолевали путь до него и оседали там, где требовалась замена отмершим клеткам. Они превращались именно в тот сорт клеток, который требовался для “ремонта”. Как и почему это происходит – пока неясно. Предполагают, что поврежденный участок мозга посылает какие-то сигналы, выделяет некие химические вещества, привлекающие сюда будущие нейроны. Важно, что при этом превращении в нейроны мышиные клетки теряют способность делиться – иначе оставалась бы опасность возникновения опухоли мозга.
Группа первооткрывателей уже подала патентную заявку на полученные ими клетки. В заявке упоминается и возможность использовать человеческий вариант таких клеток для лечения чуть ли не любых повреждений мозга: травм, инсультов, церебрального паралича, болезней Альцгеймера и Крейцфельдта-Якоба… Не исключают, что введением в мозг универсальных ремонтных клеток можно будет лечить и общее увядание умственных способностей, нередкое в поздней старости.
Сейчас ведутся генно-инженерные опыты над клетками мозга человеческих эмбрионов возрастом 7-12 недель. Перед тем, как приступать с измененными клетками к лечению людей, врачи испытают эти клетки на крысах и обезьянах.
Учитывая, что мышиные клетки успешно “срабатывали” на крысах и мартышках, ученые предполагают, что, возможно, и человеку не понадобятся клетки своего собственного вида. Если не “подойдут” те же мышиные, может быть, удастся подобрать подходящие обезьяньи.
Еще несколько групп ученых в мире работают в этом направлении. И все они сходятся на том, что первые испытания метода на человеке начнутся не позже чем через пять лет.