В потоке образов Ричарда По, описанном в главе 3, образ гепарда в африканской саванне совершенно естественно вытекал из первоначального узора с пятнами. В дальнейшем история с гепардом разворачивалась достаточно логично, как в диснеевском мультфильме из жизни дикой природы. Мы могли бы предположить, что скоро пара гепардов устремится в погоню за какой-нибудь газелью. Но это было бы слишком логично, слишком очевидно, слишком уж «несюрпризно».
Вместо этого, без всякого предупреждения, небо раскалывается надвое гигантской фигурой Лукреции Борджиа в наряде пятнадцатого века, которая взирает на нас с небес, по виду и запаху напоминающих лабораторию алхимика.
Подобные картины типичны для снов и потока образов. Они знаменуют внедрение в сознание сообщения из области подсознания. Но такие вторжения не обязательно представляются в причудливой форме. Они могут иметь вполне мирской облик — например, красная туфля на высоком каблуке или автомобильная покрышка, которая упорно появляется снова и снова. Любое неожиданное явление в потоке образов исходит из пространства, недоступного цензору.
В следующей главе мы рассмотрим, как можно расшифровывать загадочные сообщения. Но пока мы только учимся стимулировать подобные прорывы подсознания.