Тем, кто встал на Духовный путь психофизического тренинга мозга, совсем не нужно ждать достижения созерцания, чтобы понять, почувствовать и оценить правильность и эффективность тренировочного процесса. С первых же недель тренинга мозга, или как его можно еще назвать — брейнинга, каждый человек может заметить происходящие в его сознании изменения. Что будет происходить с сознанием человека в предсозерцательном состоянии, на этапе концентрации внимания?
В первую очередь он заметит, что действительно, его сознание никогда не бывает «пустым». Оно всегда активно генерирует поток хаотичных мыслей, мечтаний и желаний. Вниманию свойственно постоянно перемещаться с одного объекта на другой, не задерживаясь ни на одном из них.
В самом начале тренировочных упражнений фокусировка внимания очень часто самопроизвольно отклоняется от объекта концентрации внимания. Как только вы заметили это отклонение, возвращайте внимание обратно, снова фокусируйте его на объекте концентрации. Однонаправленность, понимаемая как устойчивое удержание внимания на выбранном объекте, еще случайна и длится небольшой период времени. Фокус внимания колеблется между объектом концентрации и спонтанно возникающими мыслями, мечтаниями, желаниями, ощущениями и чувствами, которые играют роль отвлечений, помех и препятствий для проявления однонаправленности.
Во многих духовных школах отмечают, что первая знаменательная отметка в тренировочном процессе наступает, когда внешние раздражители, шум или свет, а также волны различных мыслей и чувств, становятся фоном, перестают оказывать решающее значение на фокусировку внимания. Это совсем не означает, что вы прекращаете воспринимать внешние помехи или не замечаете появляющиеся мысли и ощущения. Однако эти помехи явным образом отходят на второй план. Полностью все помехи будут преодолены еще не скоро. Более того, время от времени у вас будет создаваться ощущение, что вместо того, чтобы затухать, помехи, например, спонтанно возникающие мысли, будут усиливаться, увеличивать свою интенсивность. Трудно объективно судить так ли это, или нет. Но в любом случае нужно быть готовым к длительной борьбе, «невидимой брани», со «злобными помыслами», пытающимися завладеть вашим сознанием.
В конце концов, ваше внимание начинает удерживать в своем фокусе объект концентрации все более продолжительное время. Способность быстро замечать сбои и отвлечения внимания от генерального объекта, и плавно возвращать его обратно будет возрастать по мере тренировки.
В первый период упражнений появляются хорошо выраженные новые физиологические ощущения. Это могут быть самопроизвольные судорожные сокращения различных мышц тела, особенно рук и ног. Может появиться зуд или ощущения, подобные перемещению по телу множества насекомых или «мурашек». Часто такие ложные ощущения локализуются на спине вдоль позвоночника, причем создается впечатление о движении этих «мурашек» снизу вверх. Вполне возможно, что подобные ощущения лежат в основе средневековых южноиндийских представлений о «пробуждении кундалини — змеиной силы или энергии». Лично автор в течение нескольких лет тренировочных занятий периодически чувствовал достаточно сильный зуд в области подбородка. Иногда зуд появлялся в области правого виска или в центре лба. При этом создавалось впечатление, что внутри головы, на внутренней поверхности лба «перебирают лапками насекомые». Необычные ощущения не проходили, если в этот момент потереть, почесать кожу лба. Скорее всего, подобные физиологические ощущения лежат в основе многочисленных фантастических рассуждений о «пробуждении или открытии некоего третьего глаза».
Вспомните, как русская поэтесса Юнна Мориц писала об этом:
Я так его открою широко — Свой третий глаз, лучистую лампаду,
Что распахнется дальний свет легко,
Давая силу творческому взгляду.
Некоторые люди в первые недели тренировок ощущают разновидность тактильных галлюцинаций в виде холодка на щеке, как будто ваше лицо обдул поток свежего воздуха.
Вместе с первыми физиологическими впечатлениями появляются и устойчивые чувственные реакции: волны восторга, которые прокатываются по телу, сопровождаемые судорожными сокращениями мышц. Легкое чувство радости, возникшее во время упражнений, не будет покидать вас и в другое время, инициируя и поддерживая хорошее настроение в течение всего дня.
Появившаяся телесная легкость теперь всегда будет сопровождать ваши тренировки внимания. Ощущение «легкости тела» может быть достаточно сильным. У некоторых людей оно перерастает в ощущение «невесомости», когда человеку кажется, что его тело «парит в воздухе». У других людей оно сопровождается галлюцинационными ощущениями «расширения тела до больших размеров» или «покачиванием или вращением тела».
Судорожные движения и другие, менее заметные сокращения мышц, вместе с чувством восторга постепенно сменяются необычными ощущениями тепла и удовольствия, распространяющимися волнообразно по всему телу из области грудной клетки. Вспомните, именно эти тепловые волны православные исихасты называют «внутренней или сладостной теплотой», а тибетские буддисты — «психической теплотой». Эти представления аналогичны ведическому «внутреннему теплу или жару» — тапасу, в котором рождается все новое: от необычных состояний сознания до Вселенной.
Подобное волнам образование «сладостной теплоты» обычно синхронизировано с дыханием и постепенно становится все более глубоким, охватывающим все тело и быстро достигаемым: обычно бывает достаточно нескольких дыхательных циклов, чтобы тело полностью погрузилось в это сладостное состояние. Ощущение теплоты при этом бывает хорошо выраженным: тело как бы охвачено жаром, на ладонях и на лбу может выступить испарина. Особенно активно «сладостная теплота» генерируется при выполнении упражнения «дыхание со ступенькой».
Личные наблюдения автора подтверждают все сказанное. Однако со временем ощущение «сладостной теплоты» стало у меня вытесняться чувством удовольствия или просто «сладостью». Причем, эти ощущения удовольствия в области тела были явно локализованы. Иногда «сладость» ощущалась в области солнечного сплетения, иногда в центре груди или в гортани. Затем «сладость» трансформировалась в ощущение «сладкой свежести», подобно вкусу леденца с ментолом или рассасыванию четверти обычной таблетки ментолового валидола.
«Свежесть» в основном стала появляться в гортани, на языке и внутренних поверхностях ротовой полости. Иногда она возникала в районе правого внутреннего уха, в его глубине. Были случаи, когда необычное ощущение появлялось «внутри головы», в области правого виска и в центре лба, там, где в начальный период тренировки было локализовано ощущение сильного зуда. Со временем, для появления «свежести» стало достаточно одного-двух дыхательных циклов с фокусировкой внимания на дыхании. Дыхательные упражнения «со ступенькой» резко усиливали ощущение «свежести», придавая ей ярко выраженный оттенок «сладости». Такие ощущения скоро перестали быть для меня чем-то исключительным, хотя, согласитесь, чувствовать «вкус ментолового леденца» внутри черепа — не совсем обычное дело. Большую часть суточного времени я пребываю с ощущением свежести. Это нисколько не мешает повседневным делам, наоборот, наполняет жизнь дополнительными положительными эмоциями.
В том или ином виде подобные ощущения испытывает каждый человек, занимающийся тренингом мозга. Оттенки «вкусовых ощущений» и их локализация в теле могут быть различны. Кроме того, их очень трудно однозначно перевести на общепринятый словесный язык. Афонские монахи, например, описывают появляющиеся во время молитвы ощущения в терминах «сладости»: «как будто держишь во рту ложку меду». Однако, вполне возможны и другие варианты описаний, например, «сладостное томление сердца» и т. п.
Никакой тайны в появлении подобных ощущений нет. Они являются естественным следствием активизации при тренинге мозга физико-химических процессов с участием нейромедиатора дофамина. Параллельно с обеспечением функционирования сложной мозговой деятельности, формирующей внимание, дофамин является основным химическим соединением, генерирующим ощущения, которые обозначаются человеком общим термином «удовольствие».