В христианстве для ориентирования в количестве повторений молитвы также используют четки. Но в них обычно 33 бусины, по числу лет прожитых Иисусом Христом. В монастырях на вершине святой для всех православных христиан греческой горы Афон иногда используют четки с тремястами бусинами. Это вызвано тем, что монахи здесь в качестве рефла применяют пятисловную форму Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Рецитация производится обычно глубокой ночью, после вечернего сна. В ночном мраке келии монах должен, как правило, повторить молитву девятьсот раз, то есть совершить по четкам три круга, на каждой бусине повторяя рефл.
В других местах, в том числе и России, особых правил по рецитации Иисусовой молитвы в христианстве нет. В наставлениях святителя Феофана Затворника верующим людям рекомендуется в начале обычного молитвословия по несколько раз творить Иисусову молитву. Количество повторений сначала не должно быть большим, но потом «по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понемногу». Появление в этой фразе термина «услаждение» далеко не случайно, и мы вернемся к обсуждению этого в последующих главах. Затем, если приходит «желание повторить положенное число раз, не отказывай себе в этом». Начинать надо с небольшой продолжительности рецитации: утром и вечером по 15–20 минут. По мере привыкания, рецитацию нужно проводить не реже четырех раз в день: два раза до обеда и два — вечером, произнося молитву до 300 раз. Феофан Затворник признает, что эти правила достаточно условны и минимальны. Лучше всего, если человек постоянно в течение дня «будет иметь в уме Иисусову молитву». Рецитацию молитвы можно производить вслух, но больше пользы от ее мысленного проведения. Православные монахи эту тренировку ума обычно производят стоя перед иконами или сидя на низкой скамье.
«Всегда поминай Бога, и ум твой станет небом», — подталкивал своих учеников к постоянной рецитации слова в виде имени Бога один из основателей христианской церкви преподобный Нил. «Непрестанно молитесь», — эта заповедь апостола Павла для христиан означает непрестанную тренировку мозга. Непрестанно же не имеет ни предела, ни меры», — так интерпретируют этот завет старейшие подвижники христианской церкви.
О чудесных результатах тренинга мозга с помощью слова в культурах разных народов существует множество легенд. Есть они и в православном христианстве. Одну такую притчу рассказывают монахи Афонских монастырей.
Некий православный христианин был посвящен в Иисусову молитву. Он был свободен от семьи, от работы и от всех других мирских забот. Все свое время он посвящал рецитации молитвы и поэтому достиг ощущения огромной любви к Христу. Его душа была заполнена этой Божественной любовью. Он страстно желал прикоснуться ко Святому Гробу Господнему и там насладиться любовью своего возлюбленного Иисуса. Паломник поехал в Иерусалим ко Гробу Господнему. И там, приложившись ко Гробу, его так переполнили чувства любви к Иисусу, что он испустил дух! Люди, увидев это, сказали: «Давайте-ка посмотрим, что скрывается в сердце этого человека!». Сделали вскрытие, разрезали его сердце и остолбенели: в сердце были написаны слова: «Иисусе, сладкая моя любовь…»