Нам уже стало понятно, что для проникновения психики в «иной мир» необходимо перевести её в необычный режим работы, отличающийся от привычного и всем известного обыденного состояния. Такое новое состояние характеризуется затуханием или торможением всех мозговых процессов, особенно тех, которые происходят на осознаваемом уровне или в сознании человека. Это утверждение не является умозрительным выводом. Оно, с одной стороны, подтверждается эмпирическим опытом людей, достигающих состояния созерцания и могущих описать личные впечатления от пребывания в нем. С другой стороны, индивидуальный опыт различных людей полностью подтверждается результатами научных исследований мыслительных процессов. В нейрофизиологических экспериментах по регистрации электрической активности мозговых структур, называемой электроэнцефалографией, проведенных на людях, освоивших методы достижения созерцательного состояния, например, йогах, установлено, что мозговые процессы под воздействием сознательного управления мозговой деятельностью, действительно могут затухать. Такое состояние мозга похоже на состояние глубокого сна, но отличается от него частичным «включением» сознания.
Аналогичные состояния созерцания, только весьма кратковременные и практически неуправляемые, бывают у экстрасенсов и медиумов, в моменты производства ими сверхъестественных явлений. По-видимому, таким же состоянием, только наступающим самопроизвольно и случайно, характеризуется мозг любого человека, сталкивающегося в своей жизни с различными проявлениями «иного мира».
Однако только одной перестройкой режимов функционирования мозга производство или инициирование всей богатейшей палитры сверхъестественных явлений, их разнообразие и характерные особенности, объяснить невозможно. Необходимо отдавать себе отчет в том, что мозг сам по себе, являясь физическим объектом, не может нарушать физические законы природы, что повсеместно наблюдаются в сверхъявлениях. Если мы хотим объяснить природу и механизм этих явлений, или хотя бы приблизиться к такому объяснению, то должны отвести мозгу лишь роль инструмента, организующего их и управляющего ими. И предположить, что производителем сверхъестественных явлений может быть только «иной мир» под управлением человеческого сознания.
И здесь мы вступаем на «терра инкогнита», неизведанную землю, на которую еще не ступала нога исследователя. Впрочем, люди давно догадывались о ее существовании, и недостатка в рассуждениях о природе этой земли нет. Однако все умозаключения, касающиеся «иного мира» сводятся, в основном, к двум точкам зрения: либо это Божественный мир, населенный как хорошими, так и плохими небожителями, либо это мир духов умерших людей. Нет необходимости серьезно критиковать многочисленные вероучения и псевдонаучные доктрины о природе и устройстве «иного мира», выстроенные на этих точках зрения. В них эти вопросы или вообще отсутствуют, или представляют собой наивно-невежественные и лишенные внутренней логики попытки революционного переосмысления мироустройства с непременным отбрасыванием накопленных человечеством позитивных научных знаний.
Мы попытаемся найти подходы к осмыслению «иного мира» руководствуясь тем, что наш физический мир и «иной мир» представляют собой два различных структурных уровня цельной материальной Природы. В качестве второго предварительного замечания необходимо отметить, что свойства физических веществ и полей кардинальным образом отличаются от характера материальной субстанции «иного мира». Эти различия гораздо существенней, чем между, например, физическими макромиром и микромиром, то есть миром элементарных частиц и квантовых явлений. «Иной мир» в нашем понимании представляет собой материальную субстанцию: невидимую, не ощущаемую человеком, находящимся в обыденном состоянии сознания, и не регистрируемую физическими приборами. Вполне возможно, что это та самая скрытая часть материи, обнаруженная астрофизиками несколько лет назад, которая составляет около 95% от всей массы Вселенной. Окружающий же нас физический мир, представляющий видимую часть Вселенной, составляет по массе лишь незначительные 5%.
«Иной мир» — самая глубокая материальная структура. Он порождает внутреннее строение объектов микромира, является их первоосновой. В этом смысле физический мир, все его объекты, в том числе человек и его мозг, состоят из субстанции «иного мира». Но взаимоотношения этих различных по масштабу структур мироздания, с нашей точки зрения, весьма странные и удивительные. Однако именно они предоставляют редкую возможность с разумных позиций попытаться нащупать тропинку к объяснению природы и механизма сверхъестественных явлений.
В основе нашей модели лежат три главных предположения:
- в материальной субстанции «иного мира» существуют некие информационные матрицы, содержащие сведения о текущей функции состояния любого объекта физического мира;
- периодические возбуждения информационных матриц, осцилляция (то есть колебания) «иного мира», приводит к таким же осцилляциям мира физического, то есть к его периодическому возникновению или материализации и последующему полному исчезновению;
- осцилляция сопровождается периодическим обновлением информации о состоянии физического объекта, причем, в информационную матрицу можно при определенных условиях вносить дополнительную информацию «извне», «подправляя и изменяя» функцию состояния; изменение содержания матрицы доступно и человеку.
Эти относительно простые постулаты, не противоречащие научной логике и имеющие точки соприкосновения с современными физическими представлениями о Природе, позволяют объяснить, по меньшей мере, в первом приближении, механизм почти всех таинственных явлений, инициируемых в физическом мире человеческим сознанием. Сама идея осцилляций, периодического возникновения и исчезновения физического мира имеет под собой эмпирическую почву. Подобные процессы обнаруживаются достаточно подготовленным сознанием, достигшим Седьмой-Восьмой дхьян. Именно они явились основой для широко известных буддистских суждений об иллюзорности и непостоянстве физического мира и, в силу этого, пренебрежительного к нему отношения. Будда две с половиной тысячи лет назад опытным путем определил частоту подобных превращений примерно равную десяти в двадцать первой степени циклов в секунду. Современные же физики теоретически оценивают частоту осцилляций, или флуктуаций, физического вакуума, как одной из разновидностей скрытой материи, в десять в сорок третьей степени колебаний в секунду. Сегодня многие ученые считают, что в таких периодических флуктуациях рождаются и исчезают известные нам элементарные частицы, то есть, по сути дела, физический мир. Идея «иного мира» оказалась очень близка к научной гипотезе о физическом вакууме, заполненном некоей первичной субстанцией с высоким уровнем энергии, как первооснове физического мира.
Камнем преткновения является возможность записи в субстанции «иного мира» информации о состоянии объектов физического мира и взаимодействие с такими информационными матрицами человеческого сознания. Такой процесс не имеет известных аналогий в нашем мире. Но и эти трудности логически преодолимы.
Поясним это с помощью следующей метафоры. Представим себе человека, жующего жевательную резинку и периодически выдувающего изо рта резиновый шар. Этот процесс является условной аналогией осцилляций. Пока резинка во рту — она субстанция «иного мира». Выдутый из нее шар — возникший физический мир или любой объект этого мира: человек, мозг, электрон или «более элементарные частицы», например, гипотетические кварки, из которых, как уверенно предполагают физики, состоит электрон и прочие известные микрочастицы. Человек втянул резинку обратно в рот — физический мир исчез из реальности. Он превратился опять в матрицу, в которой записана информация о состоянии только что существовавшего физического мира или любого его объекта. В следующее мгновение снова выдули резиновый пузырь — первичная субстанция материализовалась в физические объекты с параметрами, соответствующими определенной информационной матрице состояния. Таким образом, матрица является информационным прообразом любого физического объекта. Тем, что философ Платон в глубокой древности назвал эйдосом, или идеей, прообразом, первоосновой материального объекта.
Функция состояния, записанная в матрице, представляет собой информацию как о координатах простейших элементов физического объекта, так и об их качественной характеристике. Именно эти параметры, находясь в созерцательном состоянии, способен считывать или изменять человек. В этом и заключается смысл такого часто используемого нами понятия, как «взаимодействие сознания или мозга с «иным миром». Как же мозг это делает?