Как утверждают психологи, человек, имеющий плохо тренированную память, немедленно забывает 50% того, что он читает, если не делает повторений. Забывает 80% того, что услышал за последние 24 часа. Забывает 90% информации в течение 48 часов и другие 10%, которые мы еще помним, в течение недели. Звучит это настораживающе. Так ли плохи дела с нашей памятью? Оказывается, нет. Приведенные выше примеры относятся к пассивному и не рациональному запоминанию информации, что же касается тренированной памяти, опирающейся на вышеописанные приемы и методы, то статистика будет совсем иной.
Значит, можно бороться с забыванием! И первым шагом на этом пути будет определение “слабого звена” в вашем механизме запоминания. Давайте вспомним Мнемошу и Алгоритм запоминания.
Алгоритм запоминания:
- Уверенность в себе, в своих способностях (Если верить в себя и свои способности, то обязательно добьешься успеха!).
- Подготовка к запоминанию (…сначала он задавал себе вопросы: “Зачем? Для чего ему запоминать расписание?”. А потом представлял сложные ситуации, в которых расписание ему понадобится. Мнемоша четко знал что именно, где, когда и как будет вспоминать. Потом выбирал способы запоминания и, подъезжая к расписанию, становился полностью сосредоточенным.)
- 3. Интеллектуальная работа с материалом (Увидев новые цифры и слова, Мнемоша запоминал их разными способами, то сравнивал числа между собой, то придумывал к словам рифмы, то выделял опорные слова и представлял их в виде разных замечательных предметов, то, вдруг, вспоминал чей-то день рождения, а иногда просто так, зрительно запоминал.).
- Повторение (…в пути, он вспоминал и повторял новые строчки расписания.).
Определите, какие пункты Алгоритма запоминания у вас вызывают проблемы и приложите все усилия, чтобы их устранить. Поймите, что в Алгоритме запоминания не может быть ничего лишнего или ненужного. Каждый этап важен по-своему и составляет вместе со всеми остальными единое целое. Более того, если нарушить последовательность этапов алгоритма, то качественного запоминания (а иногда и запоминания вообще) просто не будет. Зачем вам тратить свое время на бесполезную работу? Зачем вам тратить столько сил на мучительную “зубрежку”? Когда можно осознать все выгоды от быстрого и эффективного запоминания и применять Алгоритм запоминания на практике. Через некоторое время у вас сформируется привычка качественного запоминания любой информации. И тогда вас можно будет поздравить, т.к. ваша жизнь изменится на все 180 градусов! Вы станете уверенным в себе человеком, сможете творчески мыслить и запоминать любую информацию, какую только пожелаете. Кроме того, тренированная и правильно организованная память позволит вам добиться успехов в вашей профессиональной деятельности и принесет уважение сослуживцев и одноклассников. Можно и дальше перечислять все “плюсы” и выгоды, которые имеют люди, умеющие эффективно запоминать, но думаю, что этот список вы продолжите сами. А мы вновь вернемся к … забыванию.
Что же такое забывание и в чем оно выражается?
Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их “уровнями памяти”.
Принято выделять три “уровня памяти”: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. Например, ученик выучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно – это первый уровень памяти, самый высокий; если он не может воспроизвести заученное, но легко опознает (узнает) стихотворение в книге или на слух – это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз – это третий уровень.
Характер проявления забывания может быть различным. Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям.
Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем идет медленнее. Например, опыты Эббингауза, показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56%, в дальнейшем же оно идет медленнее.
Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала. Подтверждением этого может служить эксперимент, проведенный американским психологом М. Джонсом. Эксперимент сводился к следующему: до начала лекции по психологии М. Джонс предупредил студентов, что в конце они получат листочки с вопросами по содержанию лекции, на которые надо будет дать письменные ответы. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко и доступно. Письменный опрос был проведен 5 раз через разные промежутки времени. Результаты получились следующие: сразу после лекции студенты правильно воспроизвели 65% основных мыслей лекции, спустя 3-4 дня после лекции – 45,3%, спустя одну неделю – 34,6%, спустя две недели – 30,5% и спустя восемь недель – 24,1%. У “интересного” лектора, приглашенного для сравнения данных, получилось почти то же самое: студенты сразу же после лекции воспроизводили 71% основных его мыслей, а далее шло забывание воспринятого материала: сначала быстрее, а затем несколько медленнее.
Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через два месяца от него останется лишь 25%, а наибольшая потеря (55%) произойдет за первые 3-4 дня после воспроизведения.
Для того чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу. Это хорошо подтверждают исследования М.Н.Шардакова. Он установил, что если не повторять полученный материал в день получения, то через день сохраняется в памяти 74% материала, через 3-4 дня – 66%, через месяц – 58% и через 6 месяцев – 38%. При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%, через 3-4 дня – 84%, через месяц – 70% и через 6 месяцев – 60%. Если же организовать периодическое повторение материала, то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяжении значительного времени.