Пункт 6. Установка: “Запомнить!”.
Мы столько проделали важных и нужных действий для того, чтобы “настроиться” на материал и качественно его запомнить, что этот пункт кажется лишним и ненужным. Но это не так. Многие из нас, наверняка, попадали в разные неприятные ситуации, потому что не могли запомнить какую-то часто повторяющуюся информацию. А почему? Да потому что не ставили перед собой такой цели – запомнить!
Интересный пример приводит А.А.Смирнов. Этот случай произошел с югославским психологом П.Радоссавлевичем. Он проводил эксперимент с человеком, который плохо понимал язык, на котором проводился эксперимент. Суть данного эксперимента состояла в заучивании бессмысленных слогов. Обычно, чтобы их запомнить, требовалось несколько повторений. В этот же раз испытуемый читал их 20, 30, 40 и, наконец, 46 раз, но не давал экспериментатору сигнал, что их запомнил. Когда же психолог попросил повторить прочитанный ряд наизусть, удивленный испытуемый, не понявший из-за недостаточного знания языка цели эксперимента, воскликнул: “Как? Так я должен его заучивать наизусть?” После чего он еще шесть раз прочитал указанный ему ряд слогов и безошибочно повторил их.
Следовательно, для того чтобы запомнить как можно лучше, надо обязательно ставить цель – не только воспринять материал, но и действительно его запомнить.
Установка запомнить! – это самоприказ, команда самому себе на запоминание, говорящая о сознательном участии в процессе запоминания (произвольном запоминании). Эта установка лучше “сработает” в том случае, если вы пообещаете себе после запоминания пересказать материал.
Как показали эксперименты П.И.Зинченко, А.А.Смирнова и других психологов, установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действий человека не является эффективной, гораздо качественнее будет непроизвольное запоминание. Это значит, что лучше запоминается материал, когда не ставится задача его запомнить (нет установки запомнить), а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо других целей. Например, когда мы решаем математическую задачу, мы вовсе не ставим перед собой цель запомнить те числовые данные, которые имеются в задаче. Наша цель – решить задачу, а не запомнить имеющиеся в ней числа, и, тем не менее, мы запоминаем их, хотя бы ненадолго.
Психологи А.А.Смирнов и П.И. Зинченко, исследуя процесс непроизвольного запоминания, обратили внимание, что испытуемые вспоминают в большей степени то, что они делали, нежели то, что они думали. Даже в таких случаях, когда мысли вспоминались, они были связаны с действием испытуемого. Тогда психологи пришли к выводу: лучше всего запоминаются те действия, которые способствуют или препятствуют достижению цели. И далее: непроизвольно запоминается то, что влияет на достижение цели.
Казалось бы, этот чрезвычайно простой вывод должен сам по себе ложиться в основу обучения! Но этого не происходит. Какую цель на занятиях перед нами ставит преподаватель? Запомнить, допустим, иностранное слово. Но это цель! Как же слово в таком случае будет непроизвольно запоминаться, если само является целью и процессом запоминания?! В таком случае, чем больше вы сосредотачиваете свои усилия на запоминании слов, тем меньше непроизвольности, больше волевых усилий, больше насилия над своей памятью, меньше эффективность запоминания. К тому же сильное желание запомнить близко от опасения забыть. А страхи, как известно, самореализуются…
Значит, для эффективного запоминания лучше ставить цель – интеллектуальной работы с материалом и с учетом его специфики, а не цель – запомнить. Иначе говоря, запоминание не должно быть целью, а лишь средством, ведущим к достижению определенной цели. Так, например, при запоминании текста – цель – понять текст и составить план, если поймете и выделите главные мысли, то и запомните. При запоминании точной информации – цель – найти ассоциацию и придумать смешную историю, если найдете, с чем у вас связана эта информация и сами придумаете необычную историю, то, несомненно, запомните ее. При запоминании образной (зрительной) информации – цель – оставить яркое впечатление и прокомментировать словами, т.е. если создадите яркое эмоционально-чувственное впечатление и опишете его своими словами, то запомните. Если нужно что-то запомнить ребенку, то цель – поиграть с определенными условиями. При запоминании иностранных слов – цель – поиск “связки” созвучного русского слова с переводом.
Принцип, что запоминание не должно быть целью, положен в основу многих методов изучения иностранных языков. Например, в ритмическом методе главная цель не запомнить иностранное слово, а повторить его в определенном ритме под мелодию (вспомните, особенно те, кто увлекается зарубежными ансамблями, как легко запоминаются слова песен при полном их исполнении). В сублимационном методе (в котором на человека оказывают воздействие с надпороговой скоростью восприятия) цель заключается также не в запоминании, а в умении сосредоточиться на воспроизведении и т.д. Запоминание как цель отсутствует и в методе, основанном на имитации какой – либо деятельности. Например, перед учениками ставится задача накрыть на стол и дается словарь необходимых слов. Соответствующее намерение, возникшее под воздействием цели, позволяет очень эффективно запомнить слова.
Итак, подведем итог всему сказанному. Для качественного произвольного запоминания важна “установка – запомнить!”, но лучше запоминается (иногда более чем в два раза!) материал при непроизвольном запоминании, когда целью является интеллектуальная работа с материалом.