- В центре листа изобразите какой-нибудь символ или нарисуйте картинку, на которой будет наглядно представлена ваша тема. Как вы расположите лист бумаги значения не имеет, важно только, чтобы он был нелинованный и чистый. Желательно, чтобы изображение было небольших размеров: не больше ладошки, если вы взяли стандартный лист формата А-4. Зачем нужно рисовать, когда можно просто написать тему? Часто “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, поскольку зрительный образ стимулирует творческое мышление и значительно повышает запоминание.
- Запишите отдельно ключевые слова или словосочетания, которые приходят вам в голову вокруг центрального образа, разбросав их по белому полю листа бумаги. Дайте полную свободу своим ассоциациям. Пусть вас не беспокоят раздумья на тему: “Написать это слово или нет”. Они лишь тормозят процесс припоминания. Пишите абсолютно все, что приходит вам в голову, все факты, которые так или иначе связаны с заданной темой. Потратьте на это достаточно времени, пока не наступит момент, когда процесс припоминания прекратится. Тогда приступайте к следующему пункту. Желательно слова не писать, а печатать, т.к. печатные буквы позволяют мгновенно прочитать слово. Небольшая потеря времени, которое у вас займет написание или печатание букв, с лихвой компенсируется экономией при чтении “ в обратную сторону”.
- Теперь начинается этап переработки ассоциаций и организации структуры карты памяти, который растянется на последующие пункты. Под каждым напечатанным словом проведите линию так, чтобы: 1) линия проходила под одним словом или словосочетанием (это оставляет для каждого слова большее количество свободных ассоциаций и дает больше свободы и гибкости всему процессу.); 2) длина линии была равна длине слова или словосочетания. (это сэкономит место и поможет яснее увидеть связи.)
4 Теперь нужно соединить отдельно стоящие слова, связанные по смыслу. Для этого проведем “веточку” между этими словами. Если же слова не связаны по смыслу, то не нужно их соединять. Пусть они так и остаются самостоятельными. Важно, чтобы близкие к центральному образу слова соединялись с ним “веточками” (закругленными или косыми линиями), образуя тем самым с другими словами расходящиеся во все стороны ветвящиеся линии к краям листа. Причем чем ближе линии к центральному образу, тем они толще, чем дальше от него – тем тоньше. Это необходимо для построения структуры карты и чтобы выделить начало цепочки ассоциаций.
5 Используйте разные цвета при составлении карты, так как они способствуют запоминанию, радуют глаз и позволяют выделить главное. Воспользуйтесь рисунками и символами, применяйте различного роды шрифты, а также всевозможные указатели, условные обозначения, стрелочки. Выделите пункты, которые являются для вас наиболее важными, и позаботьтесь о том, чтобы взаимосвязь между различными ответвлениями вашей карты памяти была наглядно видна. К примеру, чтобы придать каким-то ключевым словам особую значимость, вы можете воспользоваться своего рода цветовым кодом и пометить самое важное для вас красным цветом, относительно второстепенное – зеленым и т.д. Это необходимо для того, чтобы вызвать положительные эмоции, активизировать мышление и творческие процессы, зрительно запомнить ключевые моменты и их связь.
Когда вы создадите свою «Карту памяти», то вспомните все, что известно по заданной теме, и тем самым качественно подготовитесь к восприятию и запоминанию материала, кроме того, у вас будет хорошее настроение и уверенность в полном усвоении материала. Применение «Карты памяти» выгодно отличается от простого припоминания, поэтому мы рекомендуем ее использовать при подготовке к запоминанию любого материала.