Самое интересное, что у каждого из нас уже есть свой “секрет сосредоточения”, только мы этого до сегодняшнего момента не осознавали. Вспомните, что обычно делают студенты перед дверью в экзаменационный кабинет. Они расслабляются и успокаиваются, каждый по-своему. Одни глубоко дышат, как бы выдыхая свое плохое настроение, и полностью переключаются на свое внутреннее состояние. Другие расслабляют мышцы лица, как бы снимая маску. Третьи отдают себе внутренний самоприказ: “Сосредоточиться!”. Четвертые переключаются на какой-нибудь другой предмет, например, начинают следить за секундной стрелкой часов или внимательно рассматривать туфли соседа, или глядят в окно на зеленую листву. Пятые начинают выполнять кропотливую, т.е. требующую особого внимания деятельность, например женщины, наносят макияж или красят ногти, мужчины что-нибудь разбирают или вертят в руках. Шестые переключают свое внимание на внутренний образ, представляя успокаивающий пейзаж или что-либо приятное. Седьмые начинают считать про себя. Восьмые читают молитву. Девятые вспоминают успокаивающую музыку или начинают про себя петь. Одним словом все прибегают к маленьким “хитростям”, чтобы успокоиться и расслабиться.
Некоторые мне возразят, что есть разница между сложившимися ситуациями. В случае с экзаменом расслабиться нужно для того, чтобы вспомнить, а не запомнить. Действительно разница есть, но есть и общее. И процесс воспроизведения информации, и процесс запоминания протекают при одинаковых начальных условиях расслабления-сосредоточения. Только каждый их этих процессов имеет свой механизм. Например, важной составной частью запоминания является еще и создание интереса (об этом мы поговорим ниже), интеллектуальная работа с материалом (рассмотрим подробно в следующей главе) и повторение (рассмотрим в последней главе). А вот для воспроизведения достаточно расслабиться – сосредоточиться и в этом состоянии вспомнить “ключ”, который “откроет дверь” к нужной информации (об этом тоже мы поговорим ниже, в следующих главах).
Зная это, почему бы нам не воспользоваться перед запоминанием теми же “секретами сосредоточения”, которые мы используем для воспроизведения?! Причем практически у каждого эти “хитрости” уже отработаны, бери их, да используй себе на здоровье! Если же у вас нет “секретов сосредоточения”, то просто необходимо их создать.
Но ведь мало расслабиться-сосредоточиться, нужно еще и поддерживать сосредоточение, управлять своим вниманием. (Давайте запомним эту мысль!) Понаблюдайте, в каких условиях работают студенты. Шум, гам, стук, громкие разговоры, а они читают, пишут… А.А. Любищев мог не только читать, но и писать во время поездок в транспорте. И.И. Соллертинский в трамвае за несколько остановок прочитал “Петра Первого” А. Толстого.
Все эти примеры говорят о том, что можно управлять своим вниманием в экстремальных ситуациях. Для этого необходимо тренироваться, прибегая к сильным раздражителям. Например, вы терпеть не можете какое-то музыкальное произведение. Оно вас раздражает, нервирует, вы не хотите его слушать. Конечно, вы можете выключить источник этой музыки. Но музыку слушают другие, она им нравится. И тогда вы пересиливаете себя, заставляете себя заниматься дальше, т. е. прибегаете к волевым усилиям. Постепенно вы привыкаете работать при сильных помехах, не замечая их.
Итак, не бойтесь нормальных помех, подчиняйте их своей власти. Они могут быть друзьями и врагами. Но в наших силах превратить помехи-враги в помехи-друзья. Надо лишь потренироваться, и помнить, что иногда невнимательность – это признак переутомления, высокой тревожности или низкой мотивации. О чем мы говорили уже в разделе о создании благоприятных внутренних условий. Что же касается мотивации, то этот не менее важный вопрос мы рассмотрим ниже.
А теперь подытожим все сказанное в этой главе. Важным этапом процесса запоминания является подготовка к запоминанию – “настроенность на материал”, у которого пока мы выделили две составляющие: интерес и сосредоточение. Выше мы отвечали на вопрос как сосредоточиться в разных условиях. А вопрос о создании интереса остался до сих пор не раскрытым, поэтому сейчас мы остановимся на нем.
Итак, чтобы “настроиться на материал” нужно заинтересоваться и сосредоточиться. И действительно, когда нам интересно, то мы сосредотачиваемся без всяких усилий с нашей стороны, как-то само собой. Вопрос только в том, как научиться управлять своим интересом. И, если мы на него ответим, то, значит, будем иметь “ключ” к запоминанию.
Обратимся к опыту “интересных” учителей. Как они “подают” скучный материал, умудряясь поддерживать наше внимание и создавать интерес? Прежде всего, эти учителя оживлены и деятельны, любят свой предмет и “заражают” этой любовью учеников. Кроме того, они находчивы и умеют ловко вмешаться в ход ассоциаций своих учеников, находя связи интересного с неинтересным. В рассказе “интересных учителей” много сопоставлений, анекдотов и воспоминаний. Такие учителя могут создать интерес даже при помощи неинтересного материала, просто связав «старое» (известное) с «новым» (неизвестным).
Мы тоже можем воспользоваться их секретами. Для начала мы можем научиться связывать «старое» с «новым», опираясь на свой личный опыт и поддерживая тем самым интерес. У. Джемс писал: “Максимум внимания получается тогда, когда новое со старым объединяются в нашем духе в одну гармоническую систему. Замечательно, что само по себе ни старое, ни новое не бывает интересным: абсолютно старое прошло, а абсолютно новое вовсе не затрагивает нас. Наше внимание привлекается старым в новом – старым в несколько новой обстановке”. Действительно, никто не захотел бы слушать о предмете, совершенно не связанном с нашими прежними знаниями, но всем нам интересно, когда мы немного знаем о предмете, который раскрывает нам свои новые стороны, дополняя старые знания. Например, мало кто из школьников захотел бы слушать курс “Теоретической механики”, потому что они ничего не знают об этом предмете. А вот у студентов-второкурсников физического факультета этот курс может вызвать интерес, т.к. у них уже есть знания, связанные с этой тематикой. Вывод здесь очевиден, чтобы вызвать интерес к предмету, нужно что-то уже знать о нем и активно сопоставлять старое с новым.