5. Наличие базовых знаний.
С кем не бывало такого, что, несмотря на все усилия, внимание все время ускользает от текста, чтение идет очень медленно. Приходится много раз (до 10!) возвращаться к тексту и его перечитывать снова и снова. Причин подобной рассеянности может быть много, и некоторые из них мы уже рассмотрели выше, но не коснулись еще одной: наличия базовых знаний.
Понаблюдайте за собой, когда вам встречается непонятное слово, что происходит? Ваше внимание рассеивается, переключается на что-то другое, нарушается ход рассуждения, что мешает пониманию, и дальше вы читаете “механически”. То же самое, кстати, происходит и с ребенком, читающим учебник, написанный научным языком. Достаточно встретить 2-3 неизвестных слова, чтобы смысл всего предложения стал непонятен. Поэтому, когда вы испытываете трудности в сосредоточении на каком-то малоприятном тексте, задайте себе вопрос: “Есть ли у меня необходимые базовые знания для понимания этого текста?”. Если ответ будет отрицательным, то вам необходима предварительная подготовка. Вы сбережете много времени и сил, прочитав предварительно одну, две или даже три более легких работы, вместо того, чтобы мучительно медленно продвигаться в чтении сложного текста.
Важно знать, что для эффективного чтения необходимо плавное поступление информации, которому не препятствует затаенный страх перед непониманием. Если вам попадется непонятное или незнакомое слово, просто подчеркните его или поставьте галочку, при этом, продолжая читать дальше. Обычно смысл такого “новичка” становится в общих чертах понятным из контекста данного предложения. Затем, по достижении конца главы или по окончании чтения, запланированного на сегодняшний день, можете устроить “пробег по словарю” с одновременным поиском в нем значений всех неизвестных слов, с которыми нынче пришлось столкнуться.
6. Самоконтроль.
Вот мы и подошли к последнему пункту ответа на вопрос: Как создать благоприятные внутренние условия для сосредоточения?
Нужно научиться контролировать себя, свою готовность к сосредоточению и создавать благоприятные внешние условия.
С чего начать, ведь сформировать нужно сразу много привычек, чтобы сосредоточиться? Начните с самого простого: с формирования привычки создавать благоприятные внешние условия.
Давайте еще раз вспомним их:
- проветренное помещение;
- хорошее освещение;
- отсутствие шумов и причин рассеянности;
- правильная организация рабочего места;
- расположение предметов на столе;
- оформление помещения.
(Хочу предостеречь вас: “Не доводите следование советам по созданию благоприятной внешней обстановки до абсурда! Все хорошо в меру!”. Важно чтобы вы создали такие условия, в которых бы могли длительно сосредоточиться. А о том, как сосредоточиться в “экстремальных условиях”, мы поговорим немного позже.)
Далее приступайте к постепенному формированию привычек по созданию благоприятных внутренних условий, к которым относятся:
- уверенность в себе, в своих способностях и в успехе работы;
- бодрое состояние;
- прямая осанка;
- умение поддерживать максимальную работоспособность;
- наличие базовых знаний;
- самоконтроль.
Запомните: “Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием!”.