“Какая там еще подготовка!” – изумленно восклицают студенты. И продолжат: “Мы никогда не готовимся к запоминанию. А зачем тратить время на всякую ерунду? Бери учебник и читай!” К сожалению, большинство из нас думает именно так, поэтому и читают рассеянно, и не понимают прочитанного, и запоминается что-то отрывками. Это знакомое состояние мы называем: “Смотрю в книгу – вижу ф…!”.
С кем такого не бывало? Самым парадоксальным является то, что все понимают необходимость разминки перед волейбольной игрой и необходимость настроить музыкальный инструмент перед концертом и в то же время не видят смысла в подготовке к запоминанию!
Покажите мне хоть одного человека, который бы мгновенно сосредотачивался на запоминаемом материале! Таких нет и быть не может, потому что наша психика обладает инерцией. Мы не можем мгновенно перестроиться с одного дела на другое, на это нужно какое-то время. Вот и получается, что для быстрого и качественного “вхождения” в процесс запоминания нам необходимо настроиться на материал, а уж только потом его запоминать, применяя эффективные методы и приемы.
“Как же нужно “настраиваться на материал”?” – спросите вы и сами же ответите на этот вопрос. “Конечно, заинтересоваться и сосредоточиться!” – последует незамедлительно ответ. Вот и вся настройка. Все очень просто: для того, чтобы быстро и качественно что-то запомнить, нужно заинтересоваться этим и сосредоточить свое внимание. Вот тут-то и начинаются новые вопросы.
А как мне сосредоточиться? И как мне заинтересоваться материалом, который мне не интересен?
Первое, что приходит на ум, когда нам говорят “сосредоточение”, “концентрация”, “внимание”, – это представление о некотором постоянном психическом усилии, внутреннем напряжении, непрерывной работе. Затем всплывает картина: чьи-то крепко сжатые губы, нахмуренные брови, наморщенный лоб, сузившиеся, немигающие глаза. Потом мы замечаем, что “сосредоточенный” означает для нас затаивший дыхание, одеревеневший, напряженный. Если мы попытаемся ему помешать, дотронувшись до плеча, он отстранится или оттолкнет нашу руку. Если мы будем настойчиво мешать ему, то, вероятно, он прикрикнет или недовольно прикажет, чтобы прекратили, и с раздраженным вздохом вновь примется за дело. Закончив его, он протрет глаза, потянется, ощутит усталость.
Таково наше представление. Эта модель сформировалась из собственного опыта, когда мы старательно надевали маску “сосредоточенности с хмурыми бровями”. Обычно после занятий мы жаловались на головную боль (частый спутник напряженных мышц лица) и усталость. Причем, когда сильно болела голова, мы думали о вреде занятий, а когда чувствовали сильную усталость, то хвалили себя за то что “хорошо потрудились”. И всем кажется вполне естественным, что работа, все равно, физическая или умственная, должна совершаться благодаря усилию и вызывать утомление. Однако это не так!
Давайте сравним “новичка” и “мастера” в любом деле, будь то вязание или чтение. “Новичок” от старания поднимает плечи, весь съеживается, повторяет про себя или вслух. Он совершает тяжелую работу, преодолевая … свое собственное сопротивление. “Мастер” же работает легко и быстро, с абсолютным спокойствием, сосредоточенностью. Вот мы и приходим к выводу, что сосредоточение и расслабление – одного поля ягоды. Значит, чтобы сосредоточиться, нужно расслабиться и успокоиться. Тогда возникает полная уверенность в правильности своих действий, усилие, напряжение, старание уходят, освобождая место чарующей непрерывности течения мысли и действия. Все чувства поглощены запоминанием, внимание без всякой натуги становится устойчивым и послушным. На лице появляется ясная полуулыбка.
Такое расслабленное “сосредоточение с удовольствием” гораздо естественнее и эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. Вот это “сосредоточение с удовольствием” мы и будем учиться создавать. Да, да, создавать, вызывать, прибегая к некоторым “хитростям”!
А пока нам нужно лишь запомнить мысль: чтобы сосредоточиться, необходимо расслабиться и успокоиться. Сразу напрашивается вопрос: “В каких ситуациях мы расслаблены и спокойны, а значит, можем легко и быстро сосредоточиться по своему желанию? Как правило, большинство из нас может быстро сосредотачиваться в своем кабинете или комнате за письменным столом, в читальном зале, в школьном кабинете за партой. А вы не задумывались почему? Дело в том, что, погружая себя регулярно в одну и ту же обстановку (с благоприятными условиями для сосредоточения) у вас выработался условный рефлекс сосредоточения. Ваше сознание само собой принимает состояние внимательности и сосредоточенности, как только ваше тело попадет в определенные материальные условия. Способность к сосредоточению улучшается по мере закрепления привычки заниматься в одних и тех же благоприятных условиях. Поэтому вы часто слышите от своих родителей и преподавателей, что нужно выбирать способствующую сосредоточению обстановку и привыкать работать в ней постоянно.
Что имеется в виду под “способствующей сосредоточению обстановкой”? Конечно же, благоприятные внешние условия (материальная обстановка), но не только. Еще одним не менее важным условием является ваше внутреннее состояние, способность к длительному сосредоточению. А теперь давайте вместе подумаем, от каких факторов эти условия зависят.