Самое важное – определить цель. Если не знаешь, куда идешь, то никогда не узнаешь, дошел ты или нет…
Поэтому, прежде всего, четко поставьте задачу, но не мелочитесь, – ищите крупные цели. Сначала нужно решить, чего вы на самом деле хотите. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче. Конечно, это не легко. “Существует много внутренних преград – от простого неумения думать о себе до конфликтов и проблем, – настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам сопротивление, выражающееся в страхе скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т.п. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите сказать (даже себе), и уныло повторяющий: “Это нереально… Не говори глупостей…Все будут над тобой смеяться…” (А.М.Прихожан, 2001). Но вполне реально преодолеть колебания, обойти внутреннее сопротивление! Для этого расслабьтесь и лениво, как бы нехотя возьмите ручку. Напишите сверху на листе бумаги: “Чего я хочу на самом деле?”. А затем также расслабленно, без напряжения начните отвечать на вопрос. Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову. Потратьте на это упражнение достаточно много времени, решите сами сколько. Но не прерывайте работу, когда в первый раз почувствуете, что писать больше нечего. Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните что-нибудь приятное. Откройте глаза и продолжайте работать. Будет очень хорошо, если вы сделаете так не менее трех раз!
Итак, приступим к анализу цели. Если она сформулирована в общем виде (“Я хочу быть умным человеком!”), то спросите себя: “Что значит, для меня достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?”, т.е. конкретизируйте свою цель. Например: “Быть умным” для меня значит иметь энциклопедические знания, отличную память, уметь быстро читать, знать несколько языков, таких, как английский, немецкий, французский”.
Далее оцените и запишите, где вы сейчас находитесь по отношению к достижению своей цели, что вы уже знаете и умеете. Например: “Я много и быстро читаю, т.к. окончил курсы «Скорочтение». Я умею запоминать числа. Я хожу на курсы английского языка”.
Теперь оцените свои возможности. Какие благоприятные условия нужны для достижения вашей цели? Помощь каких людей вам необходима?
Далее нужно будет решить, что вам нужно сделать, чтобы достигнуть цели. Действия, предпринимаемые вами, должны быть доступны проверке и контролю. Каждый раз, думая о том, что именно вы будете делать, спрашивайте себя: “Как я смогу это проверить?”. Например: “ Для того чтобы иметь хорошую память, нужно записаться на соответствующие курсы, купить и прочитать книги по этой теме, ежедневно практиковаться”.
Следующим шагом является точная конкретизация каждого действия по времени. Например: “Я запишусь на курсы развития памяти завтра. Послезавтра обойду книжные магазины. Сейчас начну читать книгу о памяти, которую купил несколько месяцев назад, и закончу ее изучение через две недели”.
Один из самых испытанных способов перейти от разговоров к делу – наметить сроки. Но не задавайтесь целью поставить рекордные сроки. Гораздо важнее довести дело да конца. Секрет соблюдения сроков тоже достаточно известен: “Не откладывайте на завтра, то…”- в общем, вы знаете. “Завтра” – это отговорка для лентяев. Вашим девизом должно стать: “Сегодня!”.