Дети любят рисовать. Если направить эту любовь ещё и в русло развития памяти, то это может в дальнейшем им очень хорошо помочь.
С детьми с четырёх до восьми лет удобно играть в летопись или в дневник.
Каждый вечер ребёнку предлагается нарисовать какое-то самое основное, самое особенное событие дня. Чтобы оно было и запоминающееся, и отличало этот день от других дней.
Дети могут нарисовать большую лужу, которая образовалась около дома, вспомнив, как пришлось с мамой обходить это препятствие. Или забавную собачку, которую встретили в магазине или по пути из садика. Или радугу вокруг солнышка, тётю, которая приехала в этот день, новую футболку или игрушку.
Ребёнок в игровой форме учится вычленять события по определённому признаку – именно особенные события, а не манную кашу, которую каждый второй день дают в садике. Но если эта манная каша перевернулась и измазала Колю или Свету – то это уже особенность.
Постепенно с этого возраста можно совершенно необременительно начать развитие навыков рисования.
После того, как будут “нарисованы два дня”, можно положить листочки с рисунками слева от лица юного художника и предложить вспомнить вчерашнее событие, назвав какую-то подробность, не нарисованную на картинке, и позавчерашнее событие.
Я рекомендую размещать картинки в хронологической последовательности: на расстоянии локтя ложится картинка со вчерашним днём, дальше сразу за ней – с позавчерашним.
На следующий день вы можете положить уже 3 картинки. Потом 4 и так далее, до пяти, максимум семи картинок. Больше не стоит, дабы не утомлять юное дарование.
Рисунки лучше всего раскладывать на одной линии под углом в тридцать градусов влево от линии прямого взгляда перед собой.
Некоторых детей родители стимулируют к рисованию ежедневных рисунков покупкой карманного красивого альбомчика, на маленьких листочках которого и создаются зарисовки каждого дня.
Бывает, что в какой-то день не получилось – ничего, можно зарисовать следующий.
Для лучшей мотивации можно рассказать пару историй про древних летописцев, благодаря трудам которых человечество сейчас знает об удивительных событиях древности.
Игра очень полезна не только в плане развития навыков рисования, памяти, восприятия времени, но и в гораздо более серьёзных моментах в воспитании будущего человека с большой буквы.
Кого вы хотите вырастить?
Безликую серую мышку? Или червя, прозябающего в плесени?
Конечно же, нет!
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок был счастливым, здоровым, красивым, успешным. Кто-то ещё мечтает о чемпионских, учёных или ещё каких-то званиях своего чада. Всё это очень здорово. И в любом из этих случаев вы можете уже с раннего возраста, влияя особенным образом на память ребёнка, в то же время формировать его мировосприятие и способность к самоопределению.
Мы пришли к этому в результате работы с технологией голографической памяти.
Почему люди забывают очень и очень многое?
Причин много. Это и отсутствие внимания к большинству происходящих событий, и стрессы, вычёркивающие из жизни целые периоды, и, самое главное, отношение к своей жизни. Отношение к каждому прожитому дню как к чему-то уже не имеющему ценности. Если сегодня получили премию или было какое-то другое приятное событие – стоящий день! А если всё как обычно – “серый”, ненужный для памяти день…
Такая установка очень сильно снижает возможности памяти.
Я не собираюсь никого перевоспитывать, я просто констатирую результаты наших исследований. Если относиться к каждому дню как к величайшей ценности, ниспосланной нам, благодарить за всё, что с нами было, и отмечать каждый день в своём дневнике хотя бы одной строчкой (важное, особенное), то память начинает работать намного лучше.
И если, начиная с раннего возраста, вы привьёте ребёнку понимание важности каждого дня, даже если в нем не было никаких экстраординарных событий, если каждый вечер, перед тем как поцеловать его и пожелать спокойной ночи, вы мысленно вместе с ним будете с благодарностью вспоминать каждый день (в том числе и тот важный с точки зрения летописи его жизни рисунок), то это самым благотворным образом скажется и на памяти, и на психике ребёнка.
В более старшем возрасте детям может быть удобнее записывать ключевые события в дневник. Не стоит их ограничивать, если вместо одной строчки они испишут целую страницу или будут чередовать рисунки с записями. Лишь бы ребёнка это не утомляло и у него сохранялось желание и завтра продолжать вести дневник.
Светлана Ивановна, ведущая рассылку по развивающим играм от года и старше, рассказала, что они с дочерью придумывали названия каждому дню. (Ребёнок может и не проявить желания рисовать каждый вечер, а придумать название прошедшего дня. Это намного проще.) У них были «день новых сандаликов», «день опрокинутого горшка»…
Эти рисунки нарисовала Юля, её дочь.
Нам они могут показаться обычными каракулями, но ребёнок хорошо понимает и помнит, что нарисовано. Более того, когда мне после окончания школы дали похожий рисунок, сказав, что это твой первый рисунок в школе, то примерно в таких же каракулях я свободно рассмотрел всё, что хотел нарисовать, весь “художественный” замысел тут же возник перед моим мысленным взором.
И это притом, что с тех пор я его ни разу не видел!
А если ребёнок будет изредка просматривать свои художества? Конечно, эффект оживления того времени в памяти будет намного сильнее.
Название дня “Подарки 8 марта”. На рисунке подарки: игрушечная микроволновка, пластилин и детские весы
Название дня: “Масленница в парке”
На рисунке ряженный в клоунской шапке и накрашенный
Можно вести дневник совместными усилиями: кто помладше придумывает, кто постарше записывает.
Чрезвычайно важно иметь доступ к возможно более ранним детским воспоминаниям, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог в будущем работать со своими способностями и возможностями на порядок эффективнее других людей. И такой дневник, даже если он будет всего один, может сыграть значительную роль через 10 – 20 – 30 лет.
В настоящее время, продолжая исследования по развитию обычных и сверхспособностей в любом возрасте, мы вышли на очень простую технологию развития обучаемости и восприимчивости к знаниям. Как известно, ребёнок в первые пять – шесть лет усваивает больше знаний, навыков и информации, чем затем за всю свою жизнь. Развитие маленького человечка в этот период жизни происходит очень и очень быстро.
Но в то же время, если мы возьмём его же спустя двадцать лет, то столкнёмся со множеством не очень-то приятных особенностей: человек замечает, что ему всё сложнее усваивать новую информацию, учиться, переучиваться. Многие отмечают, что к возрасту двадцати пяти лет логическая память перегружена, и запоминать становится всё труднее.
Известно, что образная память человека границ не имеет. И миф о перегруженности логической памяти – не более, чем нескладная попытка объяснить одно другим. На самом деле произошли комплексные изменения во многих сферах психики человека. В том числе и в восприятии всего мира.
Как известно, в раннем детстве психика работает как губка, впитывающая буквально всё. Ребёнок сознательно не оценивает информацию (нужная она или нет). Любознательность – мощнейший двигатель познавательных процессов этого возраста.
Но как вернуть столь высокую обучаемость, живость восприятия реальности взрослому человеку?
С выставленной голограммой памяти эта задача многократно упрощается.
Если нам в самых первых опытах удавалось, переставляя информацию с прошлого (с левого луча голограммы) с воспоминаний о бодрости и свежести на будущее (на правый луч голограммы) непосредственно на занятиях, когда почти все сидели разморенные от летней жары, добиваться включения у большей части группы состояния свежести, бодрости, высокой работоспособности, если аналогичным образом люди достигают потрясающих результатов при работе с программами молодости, обезболивания, то почему бы не воспользоваться этим же принципом для повышения обучаемости практически в любом возрасте?
Вы понимаете, о чём идёт речь?
Да, очередная экспериментальная группа стала переставлять ощущения радости жизни, восприятия мира с раннего детства на ближайшее и более отдалённое будущее.
Но у многих из них возникла одна и та же проблема. Они почти ничего не помнили из того возраста. Брать было не из чего. Если некоторые мои коллеги помнили себя даже до прохождения специальных тренингов практически с нескольких месяцев от рождения, то большинство людей имеют совсем немного воспоминаний, очень смутных из возраста до пяти лет. И никаких ощущений новизны мира, естественно, они не вспоминали…
Выход нашёлся. Начав работать по программе «Вспомнить всё!», они постепенно начали как получать доступ к большим объёмам информации вообще, так и оживлять в памяти всё более ранние воспоминания детства. Но это длительный процесс, и регулярно выполнять все пункты программы могут только имеющие очень серьёзные требования к своей памяти и к своему будущему. Намного проще, как вы понимаете, не пуская развитие памяти и мышления на самотёк, с раннего детства приучить ребёнка вести дневник. Привить осознание важности каждого прожитого дня, важности этих записей, улучшая не только память, но и самооценку и т. п.
И если в возрасте 25 или 30 лет, когда сын или дочь захотят освоить, к примеру, пару-тройку иностранных языков за короткое время или 3-4 кодекса, то многочисленные воспоминания раннего детства окажутся как нельзя кстати.
Если вы любите фотографировать на цифровую камеру – великолепно! Каждый день можно запечатлеть, отобрать по одному «ключевому» снимку, время от времени возвращаться к ним и оживлять в памяти.
Помните фразу: “Все мы родом из детства”?
Очень ёмкая фраза. Из детства пришли большинство наших сильных и слабых сторон. Настойчивость, целеустремлённость, разгильдяйство, леность, трусость, смелость, осторожность, робость, общительность.
Но, кроме того багажа, что мы уже несём по жизни, в детстве же имеется очень и очень много всего такого, что во взрослой жизни, что называется “не купишь ни за какие коврижки”.
Исследуя процессы развития целеустремлённости, мы пришли к интересному алгоритму, значительно усиливающему возможности человека в достижении поставленных им целей.
Как известно, целеустремлённость (и достижение целей) у многих сильно зависит от силы желания. Насколько сильно вы сейчас можете чего-то желать?
Если вам 5, 10 или 20 лет то, скорее всего, достаточно сильно. А если 40, 50 или за 60, то в этом возрасте желания уже утрачивают былую страстность.
Вспомните, как сильно вы хотели в 5 лет машинку или куклу, которую вам так и не купили? Кто-то мог реветь в голос или даже упасть на пол в магазине и забить руками и ногами от желания получить вожделенную игрушку.
А сейчас? Вы можете сейчас так же страстно желать достижения очередной жизненной цели?
И ещё одна важная составляющая искусства достижения целей: можете ли вы радоваться тому, что получаете? Радоваться так же сильно, как в раннем детстве? Или новый костюм, машина, квартира, поездка на море вас уже почти и не радуют? А ведь это две стороны одной медали – страстное желание и сильная радость. Стоит их вернуть – и очень многое в жизни может происходить совершенно по-другому.
Когда Татьяна впервые пришла на мои занятия, я подумал, что она что-то перепутала, и на втором тренинге её, скорее всего, уже не будет. Весьма пожилая женщина, с тусклыми, погасшими глазами, слабым голосом, измождённым лицом, она производила довольно тягостное впечатление. Тем не менее кое-как, с пропусками и опозданиями она освоила курс голографической памяти и стала заниматься в одной из экспериментальных групп по отработке новых технологий. Мне она так объяснила своё присутствие среди молодёжи:
– Я чувствую, что мне это надо, мне это должно пригодиться. Ещё не знаю как, но должно.
На тот период времени она находилась в глубокой жизненной яме. Работая на нескольких работах за мизерную зарплату, постоянно помогая родственникам и знакомым, беззастенчиво её эксплуатировавшим, она совершенно не могла выкроить ни времени, ни денег на своё здоровье, полноценное питание, не говоря уже о личной жизни.
Возраст и полное отсутствие за последние десятилетия тренировки памяти и воображения сделали своё дело. Она совершенно не могла представить не то что луч или картинку, вообще ничего. На мои вопросы о визуализации она отвечала:
– Так, смутно чуть-чуть что-то вижу. А что непонятно.
Для наглядности я предложил Татьяне представлять левую и правую грани информационного треугольника как два кабачка цукини – круглыми и вытянутыми. Первое время она так и делала, выстраивая свои прошлые воспоминания:
– Я сперва представляю два кабачка, поскольку мне это привычнее, а потом на их месте начинаю выстраивать треугольник. Тогда получается.
С воображением нужно было что-то делать. Как и с жизнью в целом. Поскольку после базового курса память удалось немного расшевелить (она добросовестно выполняла все описанные в книге упражнения изо дня в день), то на экспериментальных занятиях мы вышли на её ранние детские воспоминания. Воспоминания, которые могли для Татьяны послужить своего рода “спусковым крючком” запуска механизмов достижения целей.
Она вспомнила куклу, которую её подарили в пять лет. И появление братика, когда ей было всего четыре года. Оба эти события несли в себе мощнейший эмоциональный заряд, и женщина начала переставлять программы страстного желания получить куклу из раннего детства (с левой грани информационного треугольника) на свои цели в будущем, на правую грань. И наполнять правый луч голограммы эмоциями радости и интереса к жизни, которыми была наполнена её жизнь при появлении братика.
Поскольку в настоящем её эмоциональная сфера была на грани истощения, она смогла воспользоваться эмоциями из раннего детского возраста. И небезуспешно. Память и воображение очень сильно улучшились, и это ей позволило задействовать ресурсы бессознательного для достижения поставленных целей.
Каждый месяц привносил всё новые приятные перемены в её жизнь. Она постепенно изменила отношение людей к себе на работе и в семье, стала следить за собой, по-другому одеваться, вставила зубы, а буквально вчера я получил от неё СМС, что она едет в гости на автобусе в Германию. Я уже не говорю о том, какая сейчас она интересная женщина (помолодела, посвежела и похорошела буквально на глазах).
Если воображение не позволяет в полной мере воспользоваться возможностями голограммы, следует неделю за неделей, месяц за месяцем выполнять ежедневные упражнения по развитию голографической памяти. Эти 15 или более минут в день могут дать вам годы, наполненные не тоской и прозябанием, а счастьем и радостью.