Непосредственно на занятиях для выполнения типовых упражнений на развитие навыка работы с голограммой памяти мы используем различные тренажёры памяти. Самые распространённые – это знаковые и полноцветные. Если у вас их нет, то в качестве полноцветных тренажёров можно использовать цветные открытки или фотографии. В качестве знаковых – вырезать из приложения значки и заламинировать их или наклеить на картон либо ватман.
Впервые с тренажёрами памяти я познакомился у Игоря Юрьевича Матюгина в его московском центре «Школа Эйдетики» несколько лет назад. Матюгин, кроме многочисленных достижений в педагогике и в развитии памяти, разработал ряд простых и интересных игр на тренажёрах, в которые с удовольствием играют и взрослые и дети.
Спустя год я сам стал выпускать наборы для тренажёров памяти и даже завёз несколько партий в Москву для москвичей и жителей Киева. Так что если вы читаете эту книгу в Москве или Киеве, намного удобнее для тренировки памяти обратиться к Игорю Юрьевичу и заниматься с готовыми учебными пособиями. Его телефон в Москве: 8(494) 494-22-90, а мобильный: 762-73-08.
В данном издании мы не берём игры, которые направлены на развитие обычных видов памяти и на отработку применения мнемотехник, дабы не перегружать внимание читателей, поскольку вместе с описанием игр нужно будет давать и описания мнемических приёмов запоминания, что несколько выходит за рамки темы голографической памяти, хотя и не противоречит её развитию, а скорее, помогает.
Итак, типовые упражнения, подобранные либо специально разработанные для развития навыка голографической памяти.
Первое упражнение: перенос картинок на мысленный экран.
Разложите перед собой в ряд пять–десять карточек полноцветных тренажёров (цветных открыток).
Внимательно посмотрев на первую карточку (открытку), представьте её на мысленном экране на левом луче как можно ближе к лицу. Затем посмотрите на вторую карточку, после чего представьте её на мысленном экране. И так же третью, четвёртую и все остальные. За неимением под рукой карточек тренажёров или открыток, можно воспользоваться фотографиями, любыми предметами, просто всем тем, что видите перед собой.
Через 10–20 минут представляем те же самые карточки (открытки) на левом луче, на один – два сантиметра дальше первой опорной точки. Это может быть примерно в 8 – 12 сантиметров от лица.
Если забылись какие-то карточки, можно подсматривать.
Второе упражнение: оживление значков на мысленном экране.
Разложите перед собой в один или несколько рядов знаковые карточки (простой вариант напечатан в приложении). Мельком взглянув на карточку со значком, на мысленном экране мы представляем уже не значок, а какой-то предмет или даже ситуацию из жизни, которую этот значок напоминает. Причём представляем не только зрительно, но и со звуками и ощущениями прикосновения.
Например, первым значком оказалась фигура из двух треугольников (см. рисунок). Представляем, чем это может быть в реальной жизни. Вы можете явственно ощутить в руке бокал с вином (по форме напоминающим этот значок), представляя себя за столиком в ресторане, с негромкой музыкой. Это могут быть очки, песочные часы или бабочка. Это могут быть сборенные шторы, а также покрой вашего пиджака. И всё что угодно. Достаточно одной ассоциации. Важно “вживую” задействовать все органы чувств, оживляя в своём воображении картинки знаковых тренажёров.
Другой пример: вы взглянули на значок с изображением круга. На мысленном экране на левом луче можно представить тёплое солнце, себя на пляже, ощущения песка, шум прибоя.
Вы взглянули на изображение треугольника. Кто-то представит горку и себя на санях, скатывающегося с этой горки. Кто-то представит кусочек торта или сыра. Кто-то крышу дома, кто-то пилотку, кто-то парус корабля. Причём всё не только видим в цвете, но и ощущаем, и слышим.
Очень важным компонентом этого упражнения является представление образов не статичными, а в движении.
В реальной жизни при запоминании учебной или деловой информации желательно также всё представлять на экране цветным, в движении, со звуками и ощущениями прикосновения.
Третье упражнение: увеличение – уменьшение изображения.
Рассмотрев цветную карточку (открытку), представим её на левом луче близко от лица. Настолько близко, насколько вам будет удобно. Начинаем увеличивать картинку, делая её больше и больше в размере. Увеличив изображение в несколько раз, начинаем его уменьшать, практически до размеров точки.
Четвёртое упражнение: мультиплицирование.
Внимательно посмотрев на цветную карточку (открытку), представим на левом экране сначала её одну, затем сразу четыре. Затем девять (расположив прямоугольником – три на три), затем шестнадцать и так далее. Когда представляем сразу много картинок, нет необходимости чётко видеть все подробности изображений.
Пятое упражнение: переключение изображений на левом луче.
Разложив перед собой пять цветных карточек (открыток) вертикально в столбец, внимательно посмотрите на первую карточку (открытку), которая лежит ближе к вам. Представьте её на левом луче на мысленном экране примерно на расстоянии 15 сантиметров от лица.
Внимательно посмотрев на вторую карточку (открытку), которая лежит от вас чуть дальше, чем первая, представьте её на левом луче примерно на расстоянии 20 сантиметров от лица.
Рассмотрев следующую картинку, представьте её на левом луче на расстоянии примерно 25 сантиметров от лица
Рассмотрев четвёртую карточку, включаем её на левом луче на расстоянии примерно 30 сантиметров.
Посмотрев на пятую карточку (открытку), представляем её на левом луче на расстоянии примерно 35 сантиметров.
Запоминаем, где какая карточка на левом луче, затем начинаем вразброс их мысленно “включать”: картинка № 2, затем № 4, затем № 1, затем № 5 и так далее.
На занятиях мы начинаем выполнять это упражнение со скоростью секунда – карточка. Затем быстрее. Каждая карточка “включается” примерно в том месте, где она была закреплена на левом луче.
При самостоятельном выполнении упражнения темп желательно выбирать такой, при котором вы будете успевать вспоминать карточки. А самое главное – мысленно включать изображения на соответствующих расстояниях на левом луче. Это может быть одна карточка в две секунды, и в три, и в четыре.
Шестое упражнение: сквозное прохождение изображений.
Раскладываем в столбец три полноцветных карточки. Переносим первую на левый луч на расстояние около 15 сантиметров. То же самое со второй и с третьей карточкой, располагая их соответственно на расстояниях примерно в 20 и 25 сантиметров от лица на левом луче.
Включаем изображение первой картинки, мысленно видим её на голограмме. Начинаем приближать к ней вторую карточку, ещё не видя её, так как она закрыта первой. Постепенно она дойдёт до первой, пройдёт сквозь неё, и мы будем видеть перед собой карточку № 2, а карточка № 1 останется за ней.
То же самое проделываем в обратном порядке, плавно отодвигая вторую карточку, пока она не окажется снова за первой.
Затем то же самое проделываем со второй и третьей карточкой, а потом – с третьей и первой.
Несмотря на всю кажущуюся простоту этих упражнений, они очень хорошо тренируют основные ментальные процессы как для овладения голографической памятью в частности, так и для тренировки памяти в целом. А также хорошо поддерживают наше воображение от угасания и затухания, о чём говорится в главе об оборотной стороне технического прогресса.