Как известно, самая лучшая слуховая (или звуковая) память у музыкантов, композиторов, исполнителей и т.д. Вероятно, и у мастеров пародии. Многие просто от природы обладают хорошей памятью на различные звуки, голоса. Для меня, например, всегда было загадкой, как мама моей супруги отличает, что к дому подъезжает на машине именно её сын.
– Вон, Виктор едет, – говорит Нина Максимовна, а через пару минут Виктор действительно появляется на пороге.
Человек так гениально устроен, что всё в нём поддаётся тренировке. И телесные функции, и психические. Но прежде чем перейти к тренировке звуковой памяти, необходимо привести её в порядок. Обычно это упражнение выполняется в отдельный день, желательно после нахождения и выстраивания зрительной линии времени.
- Нахождение звуковой линии времени начинаем с двух стандартных упражнений. Первое – на концентрацию № 2 – на повышение внимания, оно приведено в предыдущей главе.
- Второе упражнение помогает лучше воспринимать воспоминания о звуках и их пространственную локализацию в нашей памяти. Я называю это переводом психики в аудиальный режим: взгляд влево и в сторону, голова слегка наклонена, дыхание средней частью лёгких – рёбрами.
- Третье подготовительное упражнение – лёгкий массаж точек в основании козелка ушных раковин. 5 – 10 вращательных движений в одну и в другую сторону.
После двух – трёх минут подготовки нужно вспомнить что-то, что было около пяти или пятнадцати минут назад. Если именно из этого временного промежутка ничего толком не вспоминается, “оживите” любые звуки, которые вы слышали в прошедшие двадцать-тридцать минут (сорок, пятьдесят). Затем выключаем изображение и стараемся вспоминать только звуки из этого воспоминания. Попробуйте определить, с какой стороны воспринимается воспоминание этих звуков.
Наташа: Я вспоминаю, как зашёл Александр и поздоровался. Звуки воспринимаются справа. С той стороны, где входная дверь.
– При выполнении этого упражнения очень важно разграничить не с какой стороны до нас доносились звуки, а где мы в данный момент воспринимаем воспоминания о них: – в пространстве вокруг или внутри себя. Это не одно и то же. Постарайтесь выключить картинку и просто мысленно “включите” в своей памяти “звуковой файл”.
Наташа: Вот теперь по-другому! Как будто передо мной, немного слева и снизу, стоит маленький магнитофончик, и из него исходит этот звук. Это так странно.
Виктор: А я слышу звук голоса Александра как бы сзади, где-то в области затылка, почти внутри головы.
Как только находим, где воспринимается воспоминание о звуках, переносим это ощущение на соответствующий участок линии времени и закрепляем его там (продолжаем мысленно слышать и ощущать) в течение 10-15 секунд. При этом мы не только воспринимаем в соответствующем месте на левом луче звуки, но затем включаем там же и изображение того, что вспоминаем.
Аналогичным образом находим, выставляем и фиксируем другие участки звуковых воспоминаний.
После нахождения и выставления всех опорных временных пунктов (т.е. вспоминая то, что было 5-15 минут назад, 3-4 часа, сутки, неделю, месяц, год и на 9 и 25 лет назад) желательно закрепить выставленную голограмму, мысленно представив, как все изображения на голограмме начинают звучать.
Затем усиливаем концентрацию, одновременно и представляя голограмму с изображениями, и слыша звуки, и выполняя упражнение на концентрацию № 1 (всё просто видим перед собой, безоценочно, и проходим по ощущениям своего тела), и начинаем представлять, как все звуки, когда либо слышимые нами в жизни, а точнее воспринимаемые воспоминания об этих звуках, начинают собираться из пространства вокруг нас на левый луч, располагаясь там в соответствии с пространственно-временным отсчётом, и закрепляются на левом луче. То есть вся звуковая память у нас теперь также располагается на левом луче голограммы.
Как можно представить все звуки на левом луче?
Кто-то представляет сплошное гудение, как пчелиный рой, кто-то – как голоса на огромном базаре, кто-то – как сплошное смешение звуков или как мягкое шипение и т.д.
После этого занятия голограмма воспринимается многими участниками несколько иначе:
Вадим: С левой стороны чувствую её. Как? Мягкая, голубого цвета. И по мере удаления мягкость уменьшается. Цвет такой светловатый и по мере удаления как бы смешивается с туманом и тусклее становится. А когда там концентрируешься, то становится ярче.