В своей работе «Психопатия обыденной жизни» Фрейд показывает связь таких процессов памяти, как забывание с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти ознакомиться с этим произведением, в котором известным психоаналитиком подробно описан ряд любопытных случаев из реальной жизни.
В одном случае мы становимся свидетелями воспоминаний о том, как он пытался вспомнить, о чём говорил знакомый за соседним столиком, но не смог этого сделать. Фрейд сделал вывод, что, поскольку он не хотел возобновлять знакомства с этим человеком, а жена, напротив, периодически подхватывала нить разговора, чем вызывала его недовольство, бессознательное стёрло информацию, дабы убрать негатив в отношении поведения его жены.
Аналогичным образом автор объясняет другой парадоксальный случай, когда он захотел посмеяться над словами жены в случайном разговоре, но не смог вспомнить ни слова из того, что его рассмешило.
Анализируя несколько случаев странного, как ему показалось, забывания того, что он должен был прекрасно помнить (и даже был абсолютно уверен, что помнит), Фрейд пришел к выводу, что причиной во всех случаях стало вмешательство внутренних, неосознаваемых мотивов.
В своей практике я постоянно имею дело с разного рода ненормальностями в работе памяти. Хотя сами обладатели такой памяти считают, что их память нормальная. Разве что её стоит немного улучшить.
Ученик десятого класса пришёл на занятия по той же причине, что и большинство других обучающихся, – потренировать, улучшить память. Во время теста на дифференцированные воспоминания он заметил, что не помнит ничего из школьного возраста вплоть до седьмого класса. Как будто в школе и не учился.
Причём сам он считал такое положение дел вполне нормальным, и для него было странным слышать, как другие вспоминают первый класс.
После выставления голограммы и приведения в порядок зрительных воспоминаний молодой человек отчётливо вспомнил, как подрался в первом классе. Его бессознательное, вытесняя из памяти негативные воспоминания детства, “стёрло” несколько лет.
Это весьма характерный пример “произвола” со стороны внутреннего разума.
С позиций голографической памяти всё обстоит очень просто. Воспоминания целого периода могут консолидироваться в какой-то одной зоне в поле голограммы. И в этой зоне оказалось негативное воспоминание, которое бессознательное попыталось убрать из сознательной памяти. Как? Возможно, за счёт ослабления поля голограммы именно в этом месте. В результате из памяти ушли и травмирующие воспоминания, и все остальные, имевшие ту же локализацию, что и негативные моменты.
Как только человек меняет локализацию воспоминаний, выставляя их в хронологическом порядке, из “небытия” начинают всплывать образы, не вспоминавшиеся в течение последних нескольких лет. Всё очень просто.
Голографическая память позволяет избежать многих подобных проблем благодаря структуризации информации в памяти, когда воспоминания располагаются в поле голограммы памяти не по принципу повторяемости, пространственности или эмоциональной напряжённости, а в хронологической последовательности.
В этом случае даже воспоминания о событиях, которые совпадают по каким-то параметрам с неприятными и подлежащими вытеснению из сознательной памяти впечатлениями, будут располагаться отдельно и лучше сохраняться в памяти.