Освоение скрытых сверхвозможностей наполняет привычную жизнь человека совершенно новым богатейшим содержанием, поднимает его над обыденностью. Он приобретает отчетливо выраженные черты сверхсущества, становится прообразом Сверхчеловека.
Поэтому не может не вызвать восхищение человеческий гений, которому удалось трудоемким методом проб и ошибок в течение нескольких тысячелетий развития цивилизации подобрать ключ к этим сверхвозможностям.
Человек обнаружил, понял и закрепил в практике наиболее эффективный путь освоения сверхресурсов с помощью самого же мозга и его, на первый взгляд, будничной и невзрачной функции внимания.
Современные психологи представляют внимание, как «способность человека сосредоточиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей». Это общее определение, правильное по сути, однако, мало чем может нам помочь. Более глубокое и детальное понимание внимания в психологии попросту отсутствует.
Ведущий специалист в области нейрофизиологии сознания Юрий Кропотов из Петербургского института мозга человека метафорически описывает внимание как «лучик света», который высвечивает в мозге те мыслительные действия, на которые нацеливается сознание. Ученый называет такой процесс «селекцией программы действий», то есть выбором или определенной оценочной функцией (такой как оценка цвета или формы зрительного изображения), либо различных мыслительных операций (таких как арифметический счет или игра в шахматы), либо целенаправленных двигательных актов (таких как поворот головы в нужном направлении или перемещение шахматной фигуры).
Формирование «лучика света», поддержание необходимой его яркости и контрастности относительно фона (то есть относительно множества потенциально возможных программ последующих действий) осуществляется мозговыми структурами как древнейшего происхождения, так и совсем молодыми, возникшими всего несколько десятков тысяч лет назад и отсутствовавшими у предшественника человека. Они включают лобные и теменные доли ассоциативной коры, стриатум, базальные ганглии и таламус.
У нас нет возможности подробно останавливаться на сложнейших механизмах функционировании этой системы. Скажем лишь, что ее работоспособность поддерживается двумя петлями обратной связи, замыкающимися на корковых структурах.
Первая — положительная, обеспечивающая перемещение «лучика света» на интересующий сознание объект или действия, программы исполнения которых параллельно проецируются из памяти коры в стриатум. Она же регулирует яркость «лучика», то есть поддержание необходимого уровня возбуждения тех участков коры, проекции которых были выбраны в стриатуме, как наиболее интересные и важные. В этой системе связей основную роль играет химический переносчик сигнала в нервной клетке, нейромедиатор (посредник) дофамин, который возбуждает, запускает в работу ансамбли нейронов.
Вторая петля обратной связи — отрицательная. Она подавляет фон, то есть менее интересные или менее адекватные конкретным внешним условиям программы действий, хранящиеся в коре и спроецированные в стриатум. Тем самым эта связь увеличивает контрастность «освещения». В ней основную роль играет тормозной медиатор гамма-аминомаслянная кислота.
Следует отметить, что «лучик внимания» никогда не выключается. Его «вечное» существование обусловлено постоянным возбу ждением тех участков ассоциативной коры, на которых записаны программы всех возможных мыслительных действий, обеспечивающих нормальное, адекватное поведение человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Выбор самой эффективной в конкретных условиях программы действий и поддержание ее в «рабочем состоянии» определенное время субъективно воспринимается человеком как процесс внимания и находится под контролем и управлением сознания. Этот процесс, собственно, и является осознаванием, важнейшим свойством человеческого сознания или даже его самоцелью.
Важнейшим открытием наших далеких предков, по-настоящему не осознанным и не оцененным до сих пор, является обнаружение того факта, что длительная и интенсивная психофизическая тренировка внимания или, говоря языком современной нейрофизиологии, мозговой стриато-паллидо-таламо-кортикальной системы селекции действий, переводит, переключает мозг в особый режим работы, в котором реализуются его сверхфункции.
Конечно же, в давние времена люди пользовались иной терминологией и представлениями о происходящих с ними в процессе психофизических тренировок изменениях. Однако старый, зачастую поэтический и иносказательный языковый диалект, может быть расшифрован и переведен на ясный и понятный современный язык. Вы сможете убедиться в том, что в каждом случае таких рассуждений речь идет именно о мозге и внимании.
Механизм переключения мозга с помощью внимания в другой режим работы совершенно не исследован. Физиологи вообще еще не догадываются о существовании такой возможности и даже не сформулировали такую задачу в качестве научной.
Тем не менее, мы можем предположить, что хорошо тренированное внимание в процессе осуществления отрицательной обратной связи «гасит» все основные мыслительные процессы, воспринимаемые сознанием, вплоть до «отключения» от него органов восприятия. Одновременно с этим, положительная обратная связь обеспечивает очень глубокое и длительное «сцепление» сознания с объектом внимания. Кроме того, за счет значительного увеличения диапазона регулирования и усиления интенсивности дофаминных процессов, в сознании преобладают положительные эмоции удовольствия, радости, любви, блаженства и т. д. Эти два «конкурентных» нейрофизиологических процесса представляют собой суть «переключения мозга в иной режим функционирования» или «особое состояние психики». В этом состоянии человек приобретает способность к прямому, непосредственному взаимодействию с «иным миром».
Эти «простые» выводы, являющиеся прямым следствием «гипотезы внимания Кропотова», самым поразительным образом подтверждаются индивидуальным опытом множества людей, на протяжении тысячелетий осваивавших методы управления сознанием с помощью функции внимания, этого поистине золотого ключика к мозгу и «иному миру».