Если вы хорошо усвоили предыдущий материал, то сможете ответить на вопрос: какая информация используется для воссоздания забытого? Незабытая информация! Точнее говоря, мы воссоздаем забытую информацию с помощью словесных опор, с которыми она связана в сознательной памяти. Когда эта опора смысловая, мы ориентируемся на связь ее смысла с релевантной областью знаний. Рассмотрим в качестве примера смысловую опору “Пагуошская конференция”, использованную при выполнении упражнения 12. Взяв ее за отправную точку, будем размышлять о смысле Пагуошской конференции, который мы запечатлели, т. е. “просматривать” свои знания, точнее – релевантные знания, пока не припомним требуемую информацию. Аналогичным образом нужно поступать с ассоциативными и структурными опорами, т. е. прослеживать ассоциативные или структурные связи словесной опоры с соответствующими релевантными знаниями, хранящимися в памяти. Например, исходя из опоры “6 фаз памяти”, будем “просматривать” наши знания до тех пор, пока не переведем информацию о 6 фазах памяти из латентной памяти в сознательную.
Конечно, не всю забытую информацию удается воспроизвести сразу. Важнейшие причины этого, как уже говорилось ранее, следует искать в неправильном выполнении действия запечатления или слишком сильном оттеснении информации вследствие редкого ее использования. Однако словесная опора помогает и в этом случае, если использовать ее для мобилизации способности к припоминанию следующим образом. Ориентируясь на опору, попытайтесь установить возможно больше связей с релевантной областью знаний. При этом ставьте перед собой вопросы такого типа: какие смысловые связи с забытой информацией вам известны, в каких ассоциативных и структурных связях она находится? Таким путем нередко удается воспроизвести некоторые фрагменты забытой информации, например отдельные буквы или звучание забытых слов, части или ритм предложения, форму, цвет или запах предметов, ассоциации или отрывки мыслей. Совершая такой поиск в релевантной области знаний памяти, вы постепенно можете воссоздать из этих фрагментов всю информацию в целом.