Большинство биологов-эволюционистов, вслед за Ч. Дарвиным, считают, что Природа отбирает и оставляет у потомков только те новые свойства и признаки, которые необходимы для выживания вида в целом. С этой точки зрения совершенно непонятно, что послужило толчком к появлению Человека разумного, у которого мозг оказался на 30–50% больше, чем у его близких сородичей. Для выживания вида это вряд ли было необходимо. Ведь выжили же человекообразные обезьяны в параллельной эволюционной ветви, когда-то отделившейся от общего с человеком ствола. А вот в «человеческой ветви» гоминиды, несмотря на неоспоримые, с научной точки зрения, преимущества над всеми животными, все поочередно вымирали. Даже ближайший предшественник человека, можно сказать — старший брат, неандерталец, имевший заведомо больший мозг, чем у шимпанзе. Он сосуществовал многие десятки тысяч лет одновременно и параллельно с человеком современного типа и умел изготовлять и использовать каменные и деревянные орудия труда не хуже, а, возможно, и лучше своего младшего брата.
Все эти факты свидетельствуют о том, что для выживания человека как вида ему вовсе не обязательно было иметь такой большой и развитый мозг. Но тогда закономерен вопрос: для чего, с какой целью Природа, миллионы лет упорно наращивая «мощность и эффективность» этого органа, наделила им человека? Создается впечатление, что она сделала это с единственной целью — снабдить живое существо высокоразвитым сознанием. То есть тем, что обеспечивает речь, способности к абстрактному и творческому мышлению или, другими словами, используется не для выживания, а для развития человеческого сообщества, фигурально выражаясь, для «обеспечения полета на Луну». Но что может быть бессмысленнее и вреднее для Природы, чем развитая технократическая человеческая цивилизация? Да и вряд ли Природу можно заподозрить в постановке столь откровенно выраженных антропоцентрических целей. Факт наличия у человека развитого сознания — это фундаментальное противоречие в научной теории эволюции.
Более того, и с самим сознанием далеко не все ясно. Тот прирост массы мозга, который обеспечивает «развитость сознания» у человека, излишен. Сознание для собственных нужд использует его не полностью.
Действительно, масса мозга современного мужчины в среднем 1450 г. Обычно молчаливо предполагается, что весь прирост массы мозга по сравнению с предком человека задействован на обеспечение «развитости сознания», его мощности и эффективности. Однако, связь между массой мозга и «развитостью сознания», подчеркнем — обыденного, повседневного сознания, не столь очевидна и однозначна, как это обычно предполагается.
Известны многочисленные факты значительных патологических и механических повреждений мозга, не сопровождающихся сколько-нибудь заметным уменьшением «развитости сознания». С другой стороны, масса мозга Альберта Эйнштейна примерно соответствовала нижней границе нормы для человека — 1230 г. И этот маленький, совсем детский, мозг не помешал ему стать гениальным ученым. Некоторые физиологи обращают внимание на тот факт, что для решения задач, которыми обычно занято наше сознание, даже для «обеспечения полета на Луну», хватило бы «мозгов» граммов на 100–150 меньше. То есть человеческий мозг обладает «избыточностью», вовсе не нужной не только для выживания вида, но и для интеллектуальной деятельности.
Подобные «биологические излишества» хорошо известны биологам. Их обнаружили у различных видов микробов, простейших и высших организмов. Ученые называют это сверхадаптацией. Такие «излишества» представляют собой приспособления в устройстве тела и функционировании живого организма, которые совершенно не нужны ему для нормальной жизнедеятельности в естественной среде и непонятно как у него возникли.
Очень ярко сверхадаптация проявляется у простейших организмов. Например, кишечная палочка выдерживает охлаждение почти до абсолютного нуля и потом снова может восстановить свои функции. Такая «готовность» к встрече с космосом явно не могла образоваться эволюционным путем, ибо трудно себе представить, чтобы предки этих существ могли проходить какие-то стадии естественного отбора в открытом космическом пространстве.
Мы никогда не поймем смысл сверхадаптации мозга, если не предположим, что его резервные мощности все-таки для чего-то человеку необходимы. И как ни покажется это удивительным, за объяснениями и доказательствами ходить далеко не надо. Их знает, с ними сталкивался хотя бы раз в жизни едва ли не каждый человек.
Резервные ресурсы мозга обеспечивают получение человеком «религиозного опыта», то есть необходимы для взаимодействия с «иным миром» и физического воздействия на окружающую реду посредством самого же мозга. Подобные виды деятельности мы выше называли сверхвозможностями мозга или человека в целом. Доказательствами истинности сделанного предположения насыщена вся история человеческой культуры и религиозного миропонимания. В последующих главах мы не раз будем к ним обращаться.
Если отбросить эмоциональную оценку столь необычных выводов, а опираться только на беспристрастность логического анализа, то следует признать, что у эволюции живых существ на Земле есть цель и она заключается в приобретении человеком, стоящим на верхней ступени эволюционного развития, сверхвозможностей. Природа «запрограммирована» на то, чтобы создать Сверхчеловека. Однако сейчас мы обратимся к более прозаическому предмету: психике человека. Знакомство с ней, даже поверхностное и краткое, необходимо для понимания природы сверхвозможностей.