“Не забывать”, “Не быть забывчивым”, “Как преодолеть забывчивость” – вот лишь несколько названий книг, посвященных проблеме повышения продуктивности памяти, которые в последние годы в огромном количестве выпускаются в различных странах Запада. Это одно из проявлений широко распространенного мнения, что главная причина плохой памяти – забывание. Только бы преодолеть забывчивость, и наша память будет прекрасной! Это мнение основывается на психологических теориях, рассматривающих забывание как потерю воспринятой информации. Выдающийся советский психолог С.Л.Рубинштейн писал: “Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание”. (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1946, с. 308.) В качестве причины забывания как формы несохранения или разрушения информации принимается в общем случае фактор времени. Согласно одному из вариантов этой концепции, с течением времени память как бы “ржавеет” и в результате теряет накопленную информацию. Хотя в современной литературе по проблеме памяти высказывается несколько различных мнений о природе забывания, доминирующей является именно эта концепция, которая не приемлема с точки зрения марксистско-ленинской теория познания. Взгляд на забывание как на процесс потери информации препятствует правильному пониманию как его сущности и функции, так и причин его возникновения. Остается, например, неясным, почему забытая информация может быть воспроизведена (припомнена), если она якобы потеряна для памяти. Гипотеза о забывании как потере информации попросту противоречит практике умственной деятельности человека, поскольку забытое может припоминаться. Думаю, что эта гипотеза существенно затормозила развитие научных исследований механизма памяти. Утверждение “преодоление забывания – путь к повышению продуктивности памяти” дало разработке приемов рационального запоминания совершенно ошибочное направление. В настоящей работе в противоположность указанной гипотезе делается попытка показать, что забывание вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающей памяти.