Некоторым людям разговоры о жизненных ценностях, или, как мы говорим на бытовом языке, о смысле жизни, кажутся скучными назиданиями, лишенными реального и жизненно важного содержания. Смысл жизни для них сводится лишь к тому, чтобы прожить сегодняшний день «не хуже, чем вчера», а потом еще один, и еще… Текущие жизненные задачи большинства людей обычно подчинены удовлетворению потребностей двух видов. Одни — естественные, необходимые для выживания человека в нелегких, неблагоприятных условиях внешней среды. Другие — стимулированы обществом, в котором существует человек.
К числу первых относится еда, питье, сон, защита от холода, половое влечение и т. п. Вторые зависят от уровня и особенностей развития конкретного человека, общества и цивилизации в целом. Например, люди ставят своей целью потребление все новых и новых промышленных изделий, которые предлагает, а иногда даже навязывает, развитый научно-промышленный потенциал общества. Или хотят прочитать все больше и больше книг, или посмотреть все кинофильмы, которые появляются во все возрастающем количестве. Для других целью жизни становится захватывающий процесс добывания и коллекционирования денежных знаков. Или удовлетворение во что бы то ни стало властолюбивых черт своего характера.
Все это само по себе — ни хорошо, ни плохо. Это — нормально. Ведь все люди разные и имеют право ставить перед собой различные жизненные цели, преследовать различные интересы. В конце концов, даже отсутствие цели — это также своеобразная цель, спрятанная в мишуру словесных упаковок. Но большинство людей объединяет одна особенность: их смысл жизни вращается вокруг хорошо известного центра — удовлетворение традиционных жизненных потребностей тела и психики во внешнем, по отношению к человеку, мире. А разве может быть как-нибудь по-другому? Да, может! И в этом заключается главная мысль книги.
Существуют совсем иные истины. Они появились не в результате игры воображения, а являются обобщением накопленного на протяжении тысячелетий жизненного опыта конкретных людей. Эти истины ставят под сомнение правильность и полезность массовых ценностей современной цивилизации. В самом общем виде такие истины, как мы уже говорили, в западной культуре называют религиозностью, в восточной — йогой. Эти два различных слова имеют одно смысловое значение: соединение человека с «иным миром». Это — истинные знания о существовании «иного мира» как основы физической природы и способности человека взаимодействовать с ним.
Названные два термина необходимо отличать от схожих слов: религия, религиозное вероучение, религиозная организация. Если в основе первых лежат эмпирические знания человечества, то последние покоятся на устаревших умозрительных гипотезах о природе и функционировании «иного мира», в основном, как «обители богов». Подобные измышления в силу своей изначальной фантастичности в принципе не допускают опытной проверки своей истинности. И человек взамен знания вынужден довольствоваться по-детски наивной слепой верой в правдоподобие этих гипотез. Неужели нормально развитый человеческий ум до сих пор не в состоянии рационально ответить на многовековой вызов «иного мира»?
Религиозные или философские учения предлагают различные, мнимые или реальные, способы «соединения» человека с «иным миром». В связи с этим они предлагают иной «потребительский набор» ценностей, принципиально отличающийся от привычных для современного общества. Многие тысячелетия разнообразные доктрины призывают людей ограничивать разумными рамками свои потребности, удовлетворяясь только самыми главными, жизненно необходимыми. Взамен религиозные учения предлагают сосредоточить усилия и энергию человека на достижении очень крупной и важной цели — обретении бессмертия. Мы не будем сейчас обсуждать степень правдоподобности такого вечного состояния человека. Отметим лишь, что скорее всего, она действительно достижима, хотя и в ином виде, чем люди себе представляют. Главная же черта этой цели в том, что она достижима только после смерти человека.
Для чего нужна в таком случае человеку жизнь? Только для того, убеждают людей вероучения, чтобы подготовить себя к будущему бессмертному существованию. Для того чтобы тем или иным способом заслужить вечную жизнь после физической смерти, получить ее в награду за неукоснительное следование постулатам основателя религии и его учения.
«Этот мир — грядка с рассадой для другого мира», — утверждает основатель ислама пророк Мухаммед.
Устраивает ли такое положение вещей большинство людей? Неужели человек действительно вынужден ради достижения высокой цели отказываться от удовлетворения большинства своих потребностей, довольствуясь только жизненно необходимым минимумом? Нет ли в этих рассуждениях какого-либо подвоха, приводящего к ошибочным выводам о существовании только очень жестких рамок выбора: либо ты живешь плотской, материальной жизнью, безрезультатно участвуя во всеобщей гонке за удовлетворением своих желаний и потребностей, либо ты отказываешься от такой жизни в пользу достижения бессмертия, которое, быть может, ты обретешь после своей смерти?
Достаточно ли у человека стимулов для достижения великой цели ценой убогости материальной жизни? Нельзя ли совместить достижение бессмертия в «ином мире» с полнокровной, свободной и счастливой жизнью на Земле?