Ее я называла и «’Курсом тренировки…», и «Курсом развития…», и «Программой для развития правого полушария мозга» . Конечно, эти варианты не сбили вас с толку. И вот перед вами 67 упражнений для шести дней. Прорабатывать эту часть книги можно несколькими способами.
1. В паре с другом, по очереди выполняя роль «слушателя». Важно доверять человеку, с которым вы решили совместно заниматься, ибо придется сталкиваться с глубоко личными вопросами. Конечно, не обязательно рассказывать ему обо всем, что вы записали, однако большинству людей свойственно стремиться обсудить с кем-либо результаты упражнений. Я предлагаю с большой тщательностью отнестись к выбору партнера.
2. Вы можете заниматься в группе. Одно из преимуществ такого подходя – то, что роль «слушателя» могут выполнять сразу несколько человек. Работа с посторонними людьми усложняет проблему конфиденциальности, однако обеспечивает возможность получать поддержку и поощрение в более разнообразных формах. В моих группах руководствуются только двумя правилами: никто не должен делать то, чего делать не хочет (например, выполнение отдельных упражнений или обсуждение очень личной информации, полученной в ходе занятий); и никто не вправе язвительно высмеивать рассказы других. Для успешной работы в группе следует исключить соперничество; ее цель – обеспечить атмосферу надежности и согласия.
3. Можно работать в одиночку, самостоятельно наговорив на магнитофон инструкции к упражнениям 110 созданию зрительных образов (категория.3). Это позволит вам расслабиться, наслаждаться процессом работы и извлечь максимальную пользу из прорабатываемого материала.
4. Вы можете заказать профессиональное выполнение магнитозаписей, в которых можно использовать не только голос, но и звуки океана, и музыку для медитации.
5. Прочитав все упражнения и вызубрив порядок действий, вы сможете вызывать зрительные образы без использования магнитофона или чьей-либо персональной помощи.
Обдумайте преимущества каждого из способов работы и выберите себе наиболее подходящий.
Чтобы вся программа сработала правильно, важно заранее подумать еще о трех условиях.
Окружающая обстановка: Вас не должны беспокоить друзья, члены семьи, любимые животные, телефон или звонки в дверь. Избегайте отвлекающих факторов, которые помешают вам сконцентрироваться или испортить настроение. Выберите такое место» где бы вы чувствовали себя уверенно и спокойно, – не обязательно дома, а, например, даже в машине, остановленной в красивом безлюдном месте. Серьезно подойдите к выбору места занятий, поскольку уединение крайне важно для выполнения этих упражнений.
Время: программа рассчитана на выполнение в течение шести дней, ежедневно по два часа подряд. (Если вам это неудобно, можно разработать другой распорядок.) Чтобы извлечь максимальную пользу из курса, решите точно, когда вы планируете заниматься, и придерживайтесь этого расписания. Эффект достигается, когда выполняются все упражнения подряд, поэтому постарайтесь выбрать непрерывный промежуток времени и, по возможности, занимайтесь ежедневно.
Необходимые предметы: Вам понадобятся карандаш или ручка и блокнот. Полезным будет магнитофон. Также пригодится кухонный таймер или будильник – для упражнений на время, которые лучше выполнять быстро, имея перед глазами часы.
Ваш блокнот будет очень личным. Многим, из того, что будет записано, вы вряд ли сможете поделиться с . другими. Однако честность перед самим собой в своих чувствах необходима для достижения максимальной эффективности программы. Так что не бойтесь всё записывать. Рассматривайте свой блокнот или дневник как личный отчет о деятельности правого полушария мозга. Вам будет интересно повторно перечитать эти записи месяц или год спустя и увидеть изменения, произошедшие в вашей жизни.
Поначалу используйте эту книгу как руководство по кулинарии и аккуратно следуйте каждому рецепту. Позднее можно начать импровизировать и придумывать новые упражнения. Как только вы осознаете функции правого полушария мозга и научитесь их использовать, вы сможете разрабатывать свои собственные упражнения целенаправленно.
Также очень полезно приобрести привычку фиксировать время и ситуации, когда вы чувствуете прилив творческих сил. Как только идея появилась в вашем воображении, запишите обстоятельства, которые способствовали ее возникновению. Где вы были в это время? Что чувствовали? О чем думали? После периодов творческого подъема постарайтесь оглянуться назад и описать обстоятельства. Научитесь быть внимательным к моменту и запоминать ситуации, когда вы «видите» более ясно.
С помощью самосознания и опыта, приобретенного в упражнениях этого курса, вы научитесь приручать дикую созидательную энергию, заключенную в правом полушарии вашего мозга, и сможете обуздать ее силу, чтобы вскоре управлять ею.