Самым мощным приемом для запоминания последовательностей является, на наш взгляд, прием ассоциаций. Во-первых, он позволяет работать с очень длинными последовательностями; во-вторых, он дает возможность запомнить ключевые слова к разнообразной информации; в-третьих, с его помощью можно запомнить длинные цифровые ряды или телефоны.
Чтобы пользоваться приемом ассоциаций, нужно проделать некоторую предварительную работу. Вначале необходимо выучить ассоциативный ряд. Полный ряд включает в себя 101 слово. Для начала приведем первые 30 слов:
1.Ока | 11.окорок | 21.лук |
2.юла | 12.кол | 22.лилия |
3.тир | 13.кот | 23.латы |
4.чайник | 14.куча | 24.луч |
5.пар | 15.копье | 25.лупа |
6.шар | 16.каша | 26.леший |
7.усы | 17.коса | 27.лось |
8.ива | 18.ковер | 28.лев |
9.йод | 19.кеды | 29.ладья |
10.окно | 20.луна | 30.трон |
Каждое слово ассоциативного ряда нужно представлять себе в виде конкретного образа и знать его номер. Запомнить ряд вместе с номерами несложно, если проанализировать его с точки зрения цифро-буквенного кода, на основе которого он составлен:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Н | К | Л | Т | Ч | П | Ш | С | В | Д |
Букве К в цифро-буквенном коде соответствует 1, поэтому в первом слове ряда должна быть согласная К—Ока. У вас должен сложиться какой-то конкретный образ, в котором на центральном месте находится река. Образ «тир» лучше представлять не как здание, а как стенку, на которой располагаются мишени. (Буква Р в цифро-буквенный ряд не входит и не учитывается. А все остальные буквы ряда, кроме К и Л, соответствуют букве, с которой начинается цифра: тир три, чайник — четыре, пар — пять и т. д.). Образ «усы» — это какой-нибудь Мюнхгаузен с длиннющими усами. Образ «йод» — склянки с йодом, некоторые из них разбиты — виден цвет, чувствуется запах (включаются ощущения). В таком духе следует проработать весь ряд и заучить его.
Двузначные числа обозначаются словами, которые содержат буквы, соответствующие каждой цифре. Например, 21 — лук, цифре 2 соответствует Л, цифре 1 К.
После проработки ряда попробуем его в деле. Требуется запомнить в строгой последовательности 30 не связанных по смыслу слов:
газета, нитки, кувшин, паук, книга, гитара, стул, самолет, подшипник, цемент, крыжовник, невеста, кальсоны, знамя, зубы, игрушка, автомобиль, сундук, картина, платье, телефон, лошадь, капуста, ботва, айсберг, площадь, поезд, яблоко, армия, черника.
Ассоциация — значит связь. Следовательно, вы должны теперь связывать в образ (в одну картинку) слова ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. Не забывайте при этом, что помимо зрительных образов нужно пользоваться и ощущениями.
Итак, первое слово ассоциативного ряда связываем со словом «газета». По реке плывут газеты. Представьте явственно эту картинку, а для включения ощущений можно выловить пару газет из реки. Достаточно подержать образ 5 секунд, чтобы он закрепился.
Второе слово «нитки» связываем со вторым словом ассоциативного ряда: юла. Пытаемся раскрутить запутавшуюся в нитках юлу. Ощущаем сопротивление, пытаемся распутать (хотя бы одно мгновение)… 5 секунд… И следующее слово…
Тир и кувшин. Ассоциация напрашивается сама собой: рядом с мишенями вешаем кувшин… (не забывайте об ощущениях).
Чайник и паук. Наливаем чай, а из носика вылезает громадный мохнатый паук… (ощущения…).
Пар и книга. Сильная струя горячего пара бьет в книжный шкаф, в вашу любимую книгу…
После проработки 4—5 слов нужно просканировать образы. Для этого вспоминаем ассоциативный ряд: Ока (видим образ всего на одно мгновение), юла… тир… чайник… пар… Теперь можно двигаться дальше, но каждую группу в 4—5 слов сканируем.
Шар и гитара. Предположим, ваш образ — резиновый надувной шарик. Возьмем его обеими руками и поводим по гитаре, по струнам…
Усы и стул. У вас дома на вашем любимом стуле расселся «усы» с длиннющими усами…
Ива и самолет. К дереву привязан самолет, хочет взлететь, натужно ревет мотором, ива гнется…
Йод и подшипник. Берем в руки скляночки с йодом и бросаем их поочередно в громадный подшипник…
Окно и цемент. Вы идете мимо окна, в нем изорванный мешок с цементом, который вдруг падает на вас…
Теперь снова просканируем последние пять образов: шар… усы… ива… йод… окно.
Проработайте таким образом остальные 20 слов, а затем проверьте себя. Можно также попросить кого-то, чтобы вам называли слова в любой последовательности (из тех, что вы запомнили), а вы будете говорить их номер.
В 20-х годах в Москве выступал на эстраде 12-летний мальчик с демонстрацией феноменальной памяти. Он запомнил 100 слов и воспроизводил их в любой последовательности или по номерам. После некоторых тренировок вы тоже сумеете это сделать. Но вначале нужно прочно выучить ассоциативный ряд. Вот остальные слова:
31. | тюк | 51. | пика | 71. | сок |
32. | тюль | 52. | пила | 72. | соль |
33. | торт | 53. | парта | 73. | сеть |
34. | туча | 54. | печь | 74. | сачок |
35. | топор | 55. | поп | 75. | сапог |
36. | тушь | 56. | пушка | 76. | сушки |
37. | трос | 57. | пес | 77. | соски |
38. | «Таврия» | 58. | пиво | 78. | сова |
39. | этюд | 59. | пуд | 79. | седло |
40. | чан | 60. | шина | 80. | виноград |
41. | чек | 61. | шкура | 81. | веко |
42. | Чарли | 62. | шило | 82. | вилы |
43. | черт | 63. | шорты | 83. | вата |
44. | черчение | 64. | ишачок | 84. | врач |
45. | череп | 65. | шипы | 85. | выпь |
46. | чаша | 66. | шишки | 86. | вышка |
47. | часы | 67. | шоссе | 87. | весы |
48. | червь | 68. | шов | 88. | Вова |
49. | чудо | 69. | шедевр | 89. | ведро |
50. | пень | 70. | сено | 90. | дань |
91. | дека | 92. | дуло | 93. | дитя |
94. | дача | 95. | дупло | 96. | душ |
97. | доска | 98. | диван | 99. | дудка |
100 | конница | 00 | На-на |
Некоторые слова в ассоциативном ряду потребуют от вас работы воображения. Например, нужно придумать образ к слову «дань». Это может быть сундук с драгоценностями. «Чудо» — корова с крыльями. «Шедевр» — скульптура и т. п. Кроме того вы можете заменить непонравившиеся слова другими, ориентируясь по цифро-буквенному коду.
Если вы пожелаете овладеть приемом ассоциаций в полном объеме, то научитесь, произнося цифры от 1 до 100, со скоростью неторопливого счета, видеть соответствующие образы, не произнося при этом их названий. Вы говорите себе: один — и видите образ реки, говорите: два — видите юлу. Но слова «Ока» и «юла» не произносите.
Можно тренироваться в транспорте, считывая образы с номеров проезжающих мимо машин.
В следующих главах вы познакомитесь с тем, как пользоваться ассоциативным рядом для запоминания сообщений, а также цифровых рядов и телефонов. Но до этого желательно прочно выучить сам ряд.