Способность человека устанавливать ассоциации безгранична. Ассоциативные связи образуются без особого труда и относительно легко вытесняются, поэтому они наиболее целесообразны при кратковременном запечатлении. Они применимы также в тех случаях, когда не удается построить смысловые связи или когда последние требуется “поддержать” ассоциациями. Образование ассоциативных связей часто выражается в том, что новая информация мысленно связывается с уже имеющимися представлениями. Допустим, вы хотите ассоциативно связать понятия “Луна” и “масло”. Эту связь можно установить, представив, например, что на Луне лежит кусок масла. Следует отметить, что чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запечатляется.
Поупражняйтесь в образовании ассоциативных связей, пытаясь соотнести пятью разными способами следующие понятия:
1. Луна – масло | а. б. в. г. д. |
2. Треугольник – виноград | а. б. в. г. д. |
3. Дерево – Берлин | а. б. в. г. д. |
4. Стол – небо | а. б. в. г. д. |
5. Леопард – Ирен | а. б. в. г. д. |
Проделайте аналогичные упражнения, используя различные слова и понятия, с которыми вы сталкиваетесь в вашей повседневной жизни. Свяжите, например, имена или лица ваших знакомых с определенными свойствами, переживаниями или ситуациями. Ассоциативное запечатление весьма эффективно, когда одновременно устанавливаются зрительные, слуховые и осязательные ассоциации.