Представьте себе, что вы стоите на площади Александерплац, расположенной в центре Берлина. На вас обрушивается лавина информации: люди, автомобили, дома, шум, голоса, запахи и многое другое, Если бы сознание перерабатывало всю эту информацию, память оказалась бы перегруженной. Поэтому вы выбираете только наиболее важную информацию, анализируете ее, классифицируете, сравниваете и оцениваете. Но, для того чтобы быть в состоянии выполнять эти сложные операции, вы должны вначале сконцентрироваться на данной информации. Как это сделать?
Прежде всего необходимо выяснить, что же такое концентрация. В психологии процесс концентрации определяется как “избирательная направленность сознания на предмет познания”. Это означает, что при концентрации происходит выделение существенной информации, на которой и сосредоточивается процесс познания. Допустим, что на площади Александерплац стоит группа из нескольких человек и нам надо наблюдать за одним из них. Для решения этой задачи мы концентрируем внимание на каком-то определенном человеке, т. е. выбираем его из группы в качестве существенного материала и делаем объектом нашего сознания. Возникает решающий для тренировки памяти вопрос: как сознательно управлять процессом концентрации?
Чтобы ответить на него, надо знать, как осуществляется концентрация в рамках познавательного процесса. Как направлять сознание на объект познания? Как отвлекаться от ненужных деталей, мешающих концентрации? Пока мы не знаем этого, управление процессом концентрации на основе научных методов остается трудной задачей. Поэтому я попытаюсь здесь возможно точнее описать процесс концентрации, исходя из марксистско-ленинской теории познания.
Итак, концентрация – это направленность познавательного процесса на объект познания путем сосредоточения внимания на существенной информации и игнорирования, элиминирования, несущественной. Следовательно, концентрация состоит из двух взаимосвязанных частей: внимания к существенному и отбрасывания несущественного. Рассмотрим вначале внимание.