Упражнения на импровизацию
Разминка
- Какая последняя творческая идея вас посетила?
- Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
- Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. Вспомните свое детство.
- Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?
Проверка гибкости ума
- У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.
Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра. - Вы претендуете на должность руководителя рекламной компании. Утром в день собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?
- Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисный мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение – налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?
Практика творчества
Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно – проготовление пищи, проведение презентации, подготовка месячного отчета, – и придумайте способ сделать это занятие более творческим.
Развитие метафорического мышления
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах.
- Вода для корабля то же, что … для бизнеса.
- Цветок вызывает радость, так же как … гнев.
- Кран для … то же, что … для свободы.
- Мой дом – это …
- Моя работа – это …
- Мой супруг – это …
- Беспокойство – это …
- Правда – это …
- Любовь – это …
- Власть – это …
- Идеалы – это …
- Успех – это …
- Размышление – это …
- Счастье – это …
- Жизнь – это …
Займитесь синтезом
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.
- Чем пахнет слово “участвовать”?
- Каково на ощупь число семь?
- Какой вкус у голубого цвета?
- Как выглядит идея свободы?
- Какая форма у среды?
- Каков вкус радости?
Каким образом вы
- Создадите командную игру с двумя мячами?
- Переконструируете человеческое тело?
- Переконструируете человеческое лицо?
- Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?
Повседневное творчество
- Каждый день принимайте в постели такую позу, какой вы еще никогда не принимали.
- Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
- Каждый день выдумывайте новую мысль.
- Каждый день делайте умственную гимнастику.
- В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.
Спонтанная иллюстрация
Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится – что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворил ваш карандаш?
Программирование снов
Сон часто является источником творческих озарений. Если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим – чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем вы думали, засыпая накануне, и постарайтесь записать. Выплесните мысли на лист бумаги, не вставая с кровати.
Две минуты на творчество
Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.
Выполните следующие упражнения.
- За две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером” с наибольшим количеством различных интонаций.
- На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.