Работа памяти начинается с восприятия информации, которое в значительной степени является процессом выбора. Из огромного разнообразия сведений, обрушивающихся на человека, прежде всего надо выделить существенное и несущественное. Поэтому важно выяснить, что же с точки зрения выбора информации следует считать существенным, а что – несущественным.
Существенным в этом смысле будет в первую очередь то, что решающим образом помогает достижению познавательных целей, несущественным – то, что такого воздействия не оказывает. Допустим, вы поставили перед собой цель изучить ту или иную специальную область. Если при этом вы хотите, чтобы ваша память хорошо работала, вы должны вначале решить, какая информация для вас существенна, а какая нет. Существенной будет та информация, которая способна оказать решающую помощь при овладении данной специальностью, несущественной – которая такой помощи оказать не может. Если вам удастся квалифицированно произвести этот выбор, то можно считать, что вы сделали первый шаг к улучшению своей памяти. Теперь вы сможете освободиться от ненужного хлама и направить внимание на самое основное. Предпосылкой хорошей памяти является поэтому осознание человеком целей своей деятельности, цели познания и различение информации, определяющей достижение целей, и информации, не решающей эту задачу. Чем более квалифицированно произведен этот выбор, тем эффективней работа памяти.
Разумеется, правила тренировки не могут в каждом конкретном случае указать, что существенно, а что нет. Решить эти вопросы поможет ваш жизненный опыт, ваша квалификация, образование и т. п. Но тренировка памяти в свою очередь поможет более сознательно и эффективно использовать ваши знания и опыт при принятии таких решений, позволит создать, таким образом, одно из условий для рациональной ее организации. При этом лишний раз подтвердится азбучная истина: тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности.