ТОМУ КАЗАЛОСЬ, что в голове у него не мозг, а какая-то манная каша. Весь день он провел в беседах с различными людьми и теперь, к концу работы, чувствовал себя отупевшим и выжатым как лимон. Впрочем, подобное состояние в последнее время стало для него привычным. Ему казалось, что память у него становится все хуже и хуже, а уровень интеллекта медленно, но верно ползет вниз. Никаких свежих идей, никаких нестандартных решений, ничего нового.
Шагая знакомым путем с работы, Том увидел вывеску, которой прежде не было:
О, это что-то интересное. Ни секунды не колеблясь Том толкнул дверь и вошел.
Поднявшись по лестнице, он сразу же столкнулся с Маком – бодрым парнем с искорками в глазах, который одновременно являлся и владельцем данного заведения, и тренером-инструктором. Том поспешил объяснить свое появление:
– Мне кажется, я потерял гибкость и остроту мышления.
Мак на мгновение задумался, затем начал задавать Тому вопросы:
– Скажите, когда вы в последний раз заставляли свой ум работать действительно напряженно?
– Не помню, – ответил Том.
– Как часто вы позволяете себе расслабиться и ничего не делать?
– Ну, иногда я смотрю телевизор. Это помогает мне отвлечься.
– Вы обучаетесь чему-нибудь новому?
– Видите ли, у меня на это нет времени.
– Но какую-то пищу своему уму вы все же даете?
– Я регулярно читаю газеты.
Разговор продолжался в том же духе. Мак расспрашивал Тома о простых повседневных вещах, о том, как он выбирает пути решения проблем, каким образом использует новые возможности, о том, какие стратегические цели ставит перед собой и занимается ли обучением ради обучения.
Когда вопросы иссякли, Том спросил:
– Ну и как мои дела? Очень плохи?
– О, с вами все ясно, – откликнулся Мак. – Вы просто утратили интеллектуальную форму.
Дело в том, что наш разум, в определенном смысле, можно сравнить с нашим телом. Если мы не тренируем тело, мышцы постепенно теряют гибкость и ослабевают. И точно так же, если мы не заставляем наш мозг трудиться в поте лица, “мышцы” ума становятся медлительными и ленивыми. Недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, к перенапряжению, к скуке и, что хуже всего, к умственному застою.
– Как же я дошел до такой жизни? – воскликнул расстроенный Том.
Мак объяснил:
– Люди теряют интеллектуальную форму, когда перестают давать своему разуму дополнительную нагрузку. А это, в свою очередь, происходит, когда нас одолевает самодовольство, когда мы сознательно перестаем искать новые решения, предпочитая использовать годами выработанные шаблоны, что не требует большого труда. Это также происходит, когда мы сужаем круг своих интересов. К примеру, некоторые люди обладают блестящими аналитическими способностями, легко находят связь между различными фактами и принимают успешные деловые решения, но они же могут оказаться совершенно беспомощными в том, что касается поиска творческих идей, или организации их собственного времени, или умения поддержать непринужденную беседу, вовремя пошутить и расслабиться. То есть, отлично используя свой мозг в определенном направлении, они забывают о других его возможностях.
Когда люди перестают получать удовольствие от поиска новых идей, когда они прекращают экспериментировать и обыгрывать новые возможности, их мышление становится закостенелым, негибким. Они забывают, что мир, в котором они живут, в большой степени создается в их собственном сознании. Они слишком сосредоточиваются на внешнем, и от этого страдают их ум, сердце и душа. На первый план у таких людей выходят повседневные проблемы, заботы, обязанности, и они забывают сделать передышку хотя бы на миг – чтобы осознать, “как они думают”. Наш ум способен найти сотни способов решения проблемы, но для того, чтобы всегда быть в хорошей форме, мы должны постоянно заставлять работать мышцы своего ума. А дать нам это может только хорошо продуманная тренировка.
Том был ошеломлен. В словах Мака был такой глубокий смысл, и в то же время все было так элементарно просто. Он сказал:
– Я понял, что позволял лениться своему разуму. Я практически не тренировал его или занимался этим спустя рукава. Скажите, еще не слишком поздно исправить положение? Есть у меня шанс снова обрести форму?
– Начать тренироваться никогда не поздно, – успокоил Тома Мак. – Даже обычные повседневные ситуации дают нам возможность напрягать мыслительные способности – все без исключения. Но если вы позволили себе погрязнуть в рутине, если вы привыкли лениться или не знаете, как грамотно использовать свой интеллектуальный потенциал, то вам необходимо как можно чаще посещать Зал интеллектуальных тренажеров.
Вслед за Маком Том переступил порог и оказался в огромном ярко освещенном помещении: это и был Зал интеллектуальных тренажеров. По стенам были развешаны плакаты с изображением разнообразных “мышц ума”: мышцы размышления, мышцы концентрации внимания, мышцы воображения. Рядом располагались описания технических приемов тренировки. По комнате были расставлены с десяток тренажеров – каждый на определенную группу мышц. Люди в зале разговаривали, рисовали, писали, смеялись, старались сосредоточиться. Том понял, что они двигаются от одного тренажера к другому и по очереди тренируют различные “отделы” своего ума.
Мак тем временем продолжал:
– Нужно быть готовым к тому, что тренировки потребуют не только времени и внимания, вам также придется решительно отбросить старые привычки и заменить их новыми. Но все это воздастся сторицей: энергия, затраченная вами на совершенствование мыслительных способностей, вернется к вам в виде эффективных оригинальных решений. Кроме того, вы узнаете, как работает (или не работает) ваш разум, и, поверьте на слово, получите огромное удовольствие от самого процесса тренировок.
Том почувствовал себя отважным исследователем, отправляющимся в длительное, увлекательное путешествие, полное приключений. Он видел, с каким удовольствием присутствующие в зале выполняют упражнения: бегают “интеллектуальной трусцой”, поднимают “умственные тяжести” или занимаются “мысленной растяжкой”. Он уже не сомневался, что нашел именно то, что нужно – место, где (еще пока не совсем понятно, каким образом) он сможет отточить свой ум, вернуть себе свежесть и ясность мысли. Том повернулся к Маку, улыбнулся и спросил:
– Итак, когда мы сможем начать?
И Мак ответил так, как он всегда отвечал в подобных случаях:
– Конечно, прямо сейчас.