Целью применяемого нами метода реконструкции интеллектуальной биографии ученого является тщательный анализ жизни и личности ученого во взаимосвязи всех ее аспектов, а также реконструкция посылок тех новых идей, которые заносят его имя в список хранимых памятью персоналий.
Очень часто, сосредоточиваясь на предметном значении своих идей, ученый не осознает смысл их исходных посылок. Однако этот смысл незримо присутствует в его открытиях, в ментальном опыте этого ученого.
Внешняя завуалированность посылок, как правило, приводит к тому, что автобиографические признания людей науки не всегда бывают достоверными, не всегда передают действительную картину возникновения продуктивной догадки. Для компенсации этого недостатка необходимо проводить специальную проверку, состоящую в выявлении связи между высказываниями одаренной личности и другой переменной, характеризующей макроисторические обстоятельства зарождения новых научных представлений. Другими словами, законы творческого мышления можно изучать путем соотнесения данных двух областей – истории научных открытий и общей истории науки. Первая область изучает пути возникновения конкретного научного открытия, исходные посылки той или иной новой идеи. Вторая область анализирует линии развития науки в целом, хронологию и последовательность возникновения открытий, условия формирования научных эпох. Первая область складывается обычно из сведений автобиографического и эпистолярного характера, вторая – из сведений, которые содержатся в первоисточниках, в тех публикациях, где впервые излагается научное открытие.
При автобиографическом изучении процесса рождения конкретных открытий, при использовании результатов самонаблюдения и самоотчета ученых необходимо сопоставлять их высказывания с такой переменной, как факты общей истории науки. Подобное сопоставление нейтрализует субъективность некоторых автобиографических впечатлений творцов науки.
Общим стержнем применяемого нами метода реконструкции исходных посылок новых идей является поиск двух взаимосвязей-совпадений – совпадения времен возникновения посылок и новой идеи в истории науки и совпадения времен появления посылок и открытия в интеллектуальной жизни самого ученого.
В нашей работе наряду с указанным методом реконструкции в качестве дополнительного компонента использовался метод контент-анализа исторических документов, в котором ставилась задача выбрать адекватные формализуемые единицы анализа и подсчитать на их основе частоту встречаемости фактов влияния логики и интуиции на процесс возникновения научных открытий. Понимая под логикой открытия наличие экспериментально проверяемых и воспроизводимых научных знаний, а под интуицией наличие личностных (философских, эстетических и. т.д.) предпочтений ученого, которые менее воспроизводимы посредством физического эксперимента, но так же, как и первые определяют возникновение новой идеи, мы считали, что применение контент-анализа должно быть направлено на выявление таких признаков текста, которые свидетельствуют о логико-интенциональной природе новых идей.
В качестве примера применения метода реконструкции интеллектуальной биографии ученого рассмотрим историю одного из эпохальных научных открытий великого английского физика и математика Исаака Ньютона, а именно историю открытия закона всемирного тяготения.
В свое время предлагалось достаточно много различных объяснений того, как появился на свет этот закон, согласно которому сила тяготения пропорциональна массам тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Действительные причины, побудившие Ньютона сформулировать указанный закон тяготения, можно описать следующим образом.
О существовании силы тяготения между телами свидетельствовало вращение планет вокруг Солнца, открытое Коперником, закон ускорения свободного падения тел, сформулированный Галилеем, а также морские приливы и отливы, известные еще древним грекам. Незадолго до Ньютона для обьяснения всех этих фактов Иоганн Кеплер предложил идею тяготения между всеми телами. Он уподоблял это тяготение магнитному притяжению двух кусков железа, которое к тому времени уже интенсивно изучалось Марикуром, Гильбертом и другими.
Возникла необходимость сформулировать математический закон действия данной силы тяготения. Прямая пропорциональная зависимость между силой тяготения и массой тела была очевидна. Однако оставалась неизвестной форма зависимости силы тяготения от расстояния. Одни ученые считали, что данная сила обратно пропорциональна первой степени величины расстояния, другие полагали, что – квадрату расстояния, третьи вводили даже куб расстояния. В период с 1608 г. по 1667 г. правильный математический закон действия силы тяготения пытались сформулировать И. Кеплер, Галлей, Буллиальд, Гюйгенс, Роберваль, Гассенди, Гук и Рен. Некоторые из них догадывались, что сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния. Логическим намеком на такую зависимость служили закон силы света, в котором сила света убывает пропорционально квадрату расстояния, формула площади сферы, где площадь поверхности сферы определяется квадратом радиуса, комбинация третьего закона движения планет Кеплера с законом центробежного ускорения тел Гюйгенса, откуда закон Ньютона вытекает автоматически. Кроме того, указанная зависимость подсказывалась тем, что сила притяжения Луны к Земле в 3600 раз меньше силы притяжения брошенного над земной поверхностью камня, притом что Луна удалена от Земли на 60 земных радиусов.
Первоначально Ньютон мог опираться только на аналогию с законом силы света. Именно она подтолкнула его к мысли о том, чтобы поставить в формулу тяготения квадрат расстояния. Другие посылки и доводы появились чуть позже. Уже отсюда видно, что одно и то же открытие может определяться несколькими посылками. Это вносит значительную ясность в споры историков науки, которые часто ошибочно подчеркивают значение одной исходной посылки в ущерб всем остальным. Обнаруживается также, что смысл вероятностной логики, детерминирующей возникновение научного открытия, заключается в применении неполной индукции и неполной аналогии. Закон силы света, на который опирался Ньютон в условиях недостатка необходимой информации, относится к его закону всемирного тяготения как аналогичный, очень похожий, но не тождественный закон. Поэтому первый ни в коем случае не доказывает справедливость второго, а лишь намекает на вероятность его справедливости. Именно поэтому логика, в которой используется метод аналогии, называется вероятностной.
Наличие исходных посылок, стимулировавших открытие Ньютона, свидетельствует о том, что механизм творческой догадки Ньютона, его способность к переходу от известного к неизвестному не являлись продуктом внезапного, ничем не детерминированного бессознательного озарения. Обусловленность открытия Ньютона совокупностью фактов и сведений, существовавших в науке до 1667 года, убедительно показывают такие историки науки, как П.С. Кудрявцев, Б.И. Спасский, С.И. Вавилов и др.
После знакомства с логическими компонентами открытия Ньютона возникает
вопрос, каковы же интуитивные, то есть интенциональные компоненты открытия Ньютона. По-видимому, они заключаются в тех философских, этических и религиозных предпочтениях ученого, которые внесли свой вклад в объяснение обнаруженной силы тяготения. Согласно данным С.И. Вавилова и М. Льоцци, сформулировав зависимость между силой гравитации и расстоянием, Ньютон стал размышлять над причиной тяготения. Он хотел выяснить, какая среда является переносчиком гравитационных воздействий. Сначала, исходя из аналогии с распространением звука в воздушной среде, Ньютон решил, что переносчиком тяготения между планетами и Солнцем являются испарения и сгущения эфирной жидкости. Но затем он объяснил природу тяготения вездесущим богом. Как пишет П.С. Кудрявцев, причина заключалась в том, что сам Ньютон был сыном своего времени. Вспомним, что со школьных лет он занимался богословием. Позже в свои работы по оптике и механике он стал вводить богословские отступления. На вопрос, чем наполнено пространство, содержащее тела и свободное от них, Ньютон отвечает, руководствуясь своими религиозными убеждениями. «Полная истина в том, – пишет его современник Грегори, – что он верит в вездесущее божество в буквальном смысле». Историк физики Марио Льоцци по этому поводу заметил, что это уже не гипотезы – физические или метафизические – это чистая теология. Недаром некоторые современные критики, отмечает Льоцци, считают Ньютона великим мечтателем, тут же оговаривая, что именно мечтатели творят (М. Льоцци, 1970 г.). У Ньютона были и другие интенции, но они относились к другим его открытиям, поэтому мы не касаемся их в данной работе.
Итак, логическими посылками закона тяготения Ньютона были закон силы света, формула площади поверхности сферы и третий закон Кеплера в комбинации с законом Гюйгенса. Интенциональной же основой его достижения явилась идея о божественном переносчике гравитации.
Таким образом, применяя метод реконструкции интеллектуальной биографии ученого, можно шаг за шагом выявлять особенности их творческой деятельности, а также конкретный вклад логики и интуиции в возникновение их новых идей.