Как возникают интенции? Несмотря на малоизученность механизмов формирования интенционального опыта, можно наметить подходы к решению данного вопроса. Изучение экстраординарных интеллектуальных достижений показывает, что мышление, в рамках которого разворачивается процесс порождения новых идей, имеет вероятностный характер. Решение сложных проблем в сфере науки опирается, как правило, на нестрогую логику, на использование процедур неполной индукции и неполной аналогии. В этой логике новая идея вытекает из исходных посылок с определенной степенью вероятности. Эта исходная неопределенная степень истинности новой идеи создает условия для возникновения феномена субъективной (интенциональной) уверенности в ее правильности. Неполнота информации, от которой отталкивается ученый, недостаток сведений, необходимых ему для правильного вывода, стимулируют в конечном счете вовлечение в творческий процесс элементов интенционального опыта – его философских, религиозных и нравственных убеждений, умонастроений и предпочтений. Именно в них и заключается сам феномен интуитивного познания, что позволяет снять с понятия интуиции налет иррациональности, беспричинности и непознаваемости. Отсюда видно, что исследование соотношения интуиции и логики в процессе порождения новых научных идей должно идти по пути анализа относительного вклада элементов интенционального опыта и процедур нестрогой логики в результативность творческого процесса. При этом необходимо рассматривать не только правильные научные идеи, но и ошибочные научные результаты деятельности ученых. Эти ошибочные продукты интеллектуальной деятельности могут быть обусловлены как нестрогой логикой, так и интенциональным опытом.
На наш взгляд, наиболее адекватным методом исследования вопроса о взаимодействии интуиции и логики в научном творчестве является метод психолого-исторической реконструкции. Чтобы глубже понять закономерности интеллектуальной деятельности и выявить специфику творческого мышления в области науки, необходимо пути и способы возникновения объективно новых идей, воссоздать психологические и логические аспекты перестройки ментального опыта ученых, приводящей к появлению их новых взглядов на мир. Именно историческая ретроспектива дает ключ к познанию тех базовых информационных процессов, которые лежат в основе решения задач выдающимися учеными. От умения найти пути и способы осуществления психологической реконструкции этих процессов зависит глубина и уровень научного анализа истории выдающихся открытий, возможность изучения интеллектуального поиска в его целостности, в единстве его многообразных форм, во всей полноте его логико-психологического контекста. Принцип историзма как один из основных методологических принципов отечественной психологии всегда считался необходимым условием научного изучения любых психических явлений. Еще А.Р. Лурия указывал, что психология человека должна пониматься как историческая наука и что это положение является новым и еще недостаточно разработанным.
Отдельные аспекты историко-психологической проблематики нашли отражение в научных работах, посвященных анализу и реконструкции отдельных психических явлений, процессов, особенностей личности (Спицына Л., 1994 г., Барская А.Д., 1998 г., Харитонова Е.В., 1999 г.).
Метод психолого-исторической реконструкции относится к области исторической психологии, под которой понимается изучение различных закономерностей психики человека конкретной исторической эпохи через соотнесение их с явлениями материальной и духовной культуры.
Истоки всех проблем, возникающих в данном методе, связаны с принадлежностью двух родительских дисциплин – психологии и истории – соответственно естественнонаучной и гуманитарной традициям. В этой ситуации задача психолога заключается в том, чтобы наиболее полно извлечь психологические данные из не психологических по своей природе источников.
В последнее время стали появляться работы, в которых предпринимаются усилия органичного и продуктивного соединения принципов и методов психологии и истории. Если раньше традиционный анализ содержательной стороны творчества приходился на долю истории науки, которая плохо использовала психологические модели, то в последнее время содержательный аспект появления идей и открытий описывается таким образом, что две эти дисциплины взаимно дополняют друг друга.
В психологии наметилась устойчивая потребность в психолого-исторических исследованиях, которые имеют ряд неоспоримых преимуществ перед другими методами изучения психических явлений. С помощью исторического метода некоторые исследователи уже пытаются изучать такие глубинные личностные образования, как мотивы, смыслы и ценности, обеспечивающие энергетический потенциал ученого и его устремленность к решению проблемы, к преодолению стереотипных подходов и схем мышления.