В неполной индукции переход от менее общего к более общему осуществляется в форме скачка, в котором и скрыта возможность ошибки, ибо достаточно одного противоречащего случая, чтобы все здание индуктивного заключения рухнуло. Если строгая логика, такая, как дедуктивное мышление, легко поддается аксиоматизации и формализации, то нестрогая логика не может служить надежным алгоритмом, введение которого в компьютер позволило бы автоматизировать процесс творческого мышления.
В противоположность логическим способам переработки информации интуиция определяется как прямое, непосредственное усмотрение истины без обоснования логическими доказательствами и аргументами. В интуитивной теории процесс возникновения идей описывается как процесс, не обусловленный исходными посылками, не имеющий той базовой информации, которая привела к рождению оригинального творческого продукта. Интуитивное озарение не расчленяется на промежуточные стадии интеллектуального поиска, в котором каждый последующий шаг рассуждения однозначно предопределен предыдущим и столь же отчетливо провоцирует последующие шаги. Интуиция действует так, как будто не нуждается в предварительном научении, не выражается через анализ и синтез, недоступна наблюдению с помощью интроспекции, характеризуется внезапностью, неосознаваемостью, способностью детерминировать разрывы и пробелы в поэтапном процессе переработки наличных данных, порождать свертывание и кристаллизацию ментального опыта, не поддается формализации и аксиоматизации.
Анализ интеллектуальной деятельности выдающихся ученых и решения творческих задач обычными людьми показывает, что новые идеи и решения возникают в результате совместного участия логического и интуитивного мышления человека, благодаря взаимному функционированию логики и интуиции в конкретных проблемных ситуациях. На наш взгляд, ключевыми факторами возникновения новых научных идей являются вероятностная логика как частное проявление логических аспектов и интенциональный опыт как частное проявление интуитивных аспектов творческой деятельности. Интенциональный опыт позволяет понять, что для интуиции характерно не отсутствие посылок, а их наличие в виде личностных убеждений, предпочтений и верований, в том числе философских, религиозных, этических и эстетических умонастроений и склонностей. Данные предпочтения и склонности отличаются от собственно научного знания меньшей степенью экспериментальной проверяемости и воспроизводимости, меньшей степенью зависимости от эмпирического опыта.
В реальном творческом процессе основная роль принадлежит не строго детерминированной логике, где действуют полная индукция и полная аналогия и каждое заключение однозначно определяется исходными данными, а вероятностной неалгоритмической логике, включающей в себя неполную аналогию и неполную индукцию и такие заключения, которые вытекают из своих исходных посылок лишь с определенной степенью вероятности. Этот факт находит признание все большего и большего числа психологов, философов и теоретиков искусственного интеллекта.
«Можно утверждать, – пишет А.В.С лавин, – что помимо формально-логических законов, выражающих детерминистские связи между элементами высказываний и их совокупностей, научное творчество опирается на некоторые принципы вероятностного регулирования, которые хотя и не гарантируют безошибочного решения любых задач, но обеспечивают продвижение поиска в нужном направлении. На наш взгляд, действие интуиции, не вступая в противоречие с логикой, опирается именно на эти статистические принципы мышления». (А.В. Славин, 1976 г.). По мнению Д.А. Поспелова, « логиков традиционно интересует лишь чрезвычайно узкий класс рассуждений, которые можно было бы назвать строгими, а остальные многочисленные формы человеческих рассуждений они не включают в свою компетенцию». Поспелов констатирует, что « строгие достоверные рассуждения, отвечающие самым полным ограничениям формальных логических систем, моделируют далеко не все виды рассуждений, которыми оперирует в своей деятельности человек. Многие виды научного знания базируются на рассуждениях нестрогих, носящих правдоподобный характер, или на выводах, использующих неполную исходную информацию» (Д.А. Поспелов, 1987 г.).
Отсюда видно, что решение проблемы в творческой ситуации осуществляется, как правило, на основе статистических принципов мышления и неполной исходной информации.
Интуиция может быть понята как фактор, дополняющий и сопровождающий многие нестрогие рассуждения человека, если связать ее с индивидуальным ментальным опытом субьекта, а именно с той его частью, которая представлена интенциональным опытом. С нашей точки зрения, одним из источников интуиции или, другими словами, одним из элементов интуиции является совокупность интенциональных представлений человека. Интенциональный опыт субъекта не исчерпывает все содержание понятия интуиции, но является одним из важных составляющих интуитивных механизмов творческой деятельности. Такой взгляд на интуицию возникает в том случае, если придерживаться теории ментального опыта как психологической основы интеллекта. Основные принципы данной теории разработаны М.А. Холодной (1997 г.). Согласно этой теории, человек воспринимает, интерпретирует и оценивает действительность на основе определенным образом организованного субъективного опыта. Тип и способ репрезентации происходящих событий выступает в этой теории в качестве одного из базовых феноменов интеллектуальной жизни человека и его опыта в целом. Если главная функция интеллекта заключается в построении адекватных репрезентаций происходящего, то отличительной характеристикой интеллектуальной одаренности должна быть способность этой одаренности по-иному видеть, понимать и интерпретировать окружающую действительность. Каждый человек создает свою репрезентативную модель мира, в котором он обитает. Наша репрезентативная модель мира во многом определяет, каким будет наше миропонимание, насколько успешно мы будем постигать этот мир, какие возможности будут нам доступны. Различие между людьми, эффективно взаимодействующими с окружающим миром, и теми, чье взаимодействие неадекватно, в значительной степени определяется различием моделей мира в их сознании.
Как указывает Холодная М.А., ментальный опыт любого субъекта включает в себя три условия: когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт. Интенциональный опыт представлен такими компонентами, как предпочтения, убеждения и умонастроения субъекта. На мысль о том, что интенциональный опыт является одним из элементов интуиции, наводит ряд обстоятельств. В их числе то, что интенциональный опыт, как и интуицию, определяют как субъективные состояния направленности ума, которые по форме выражения являются неопределенно переживаемыми и в то же время чрезвычайно устойчивыми чувствованиями. Они подчиняют работу интеллекта субъективным, изнутри выработанным ориентирам, которые определяют четко направленный выбор личностью определенной предметной области, средств ее изучения, источников получения информации, способов ее переработки. Интенциональный опыт как одно из проявлений интуиции формирует своеобразные взгляды человека на происходящее, его философские, религиозные, нравственные и эстетические убеждения. Интенциональный опыт обусловливает безотчетную уверенность личности в правильности выбранного пути, чувство гармонии и симметрии мира, ощущение направления поиска и ясности того, где нужно искать правильное решение.