Зависимость процесса решения тестовых задач и задач – головоломок (“малых творческих задач”) от параметров когнитивного ресурса. Н.Б. Горюнова, В.Н. Дружинин. Информация. Научные статьи. - страница 4

Для успешного решения задачи “По дороге идут машины” необходимо: 1 — на основе вербального описания построить пространственную модель (“поток движущихся машин и стоящие на обочине люди”); 2 — осуществить переход от движения машин к движению “просвета” между машинами; 3 — линейно расположить пешеходов вдоль дороги перед “просветом”; 4 — выполнить числовые операции (перед каждым человеком “просвет” движется 5 сек., т.е. у каждого — резерв 2 сек.).

Испытуемый, строя модель задачи в мысленном плане, должен совместить три события: приход поезда в Бруклин, приход поезда в Бронкс, приход юноши на станцию.

“Попадание точки в интервал” — определение момента времени прихода юноши на станцию относительно интервалов следования поездов. Для оценки успешности решения задач-головоломок использовалась номинальная шкала: 1 — решил (прошел 3 и 4 этапы), 0 — не решил (дошел лишь до 2 этапа).

Для проверки гипотез о связях применяли метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить силу и направление корреляционной связи между анализируемыми переменными. Для проверки гипотез о различиях использовали непараметрический Н-критерий Крускала-Уоллиса. Использование методов непараметрической статистики обусловлено тем, что анализируемые шкалы переменных относятся к типу комбинированных, т.е. сочетают в себе свойства как порядковых, так и интервальных шкал. Проверка исследуемых показателей на нормальность распределения относительно данной выборки показала лишь грубое приближение кривых распределения к нормальному виду.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Описательная статистика

Тестовые задачи. Среднее значение количества заданий выполненных за tосн составило 57.12%, медиана — 59.09%, размах распределения от 22.73% до 90.91%. Среднее значение количества заданий выполненных за tдоп1 — 18.94%, медиана — 18.18%, размах распределения от 4.55% до 40.91%. Среднее значение количества заданий выполненных за tдоп2 составило 9.09%, медиана — 9.09%, размах распределения от 0.0% до 31.82%. Среднее значение невыполненных заданий — 13.18%, медиана — 11.36%, размах распределения от 0.0% до 36.36%.

Показатели иконической и кратковременной памяти, ВР выбора. Среднее значение показателя иконической памяти для двоичного алфавита (0 и 1) составило 84.79%, медиана — 83.00%, размах распределения от 67.00% до 100% (табл. 1).

Средний процент правильных ответов для алфавита из десяти цифр (от 0 до 9) составил: для 1-й подсерии — 68.34%, медиана — 71.00%, размах от 45.00% до 91.00%; для 2-й подсерии — 40.62% медиана — 40.00%, размах от 34.00% до 59.00%.

Среднее значение показателя объема кратковременной памяти — 77,57%, медиана — 79.00%, размах от 68.00% до 83.00%. Среднее ВР выбора для алфавита из 10 цифр в данной возрастной группе — 576.31   мсек., медиана — 575.00 мсек., размах от 467.00 мсек. до 727.00 мсек. (Табл. 1).

Таблица 1. Средние значения, медиана и размах распределения анализируемых показателей

Переменные Описательная статистика (N = 30)
Среднее Медиана Размах распределения Станд. откл.
значение Min Мах (SD)
Иконическая память*, для алфавита из 2 цифр (0 и 1), в% 84,79 83,00 67,00 100,00 9,39
Иконическая память, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9), в %, 1-ая подсерия 68,34 71,00 45,00 91,00 12,88
Иконическая память, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9), в %, 2-ая подсерия 40,62 40,00 34,00 59,00 6,19
Объем              кратковременной памяти, в % 77,52 79,00 68,00 83,00 3,65
ВР выбора, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9),*** в мсек. 576,31 575,00 467,00 727,00 76,70

Примечание: * – испытуемым предъявлялась матрица 3×4, состоящая из простых десятичных цифр выбранных с равной вероятностью.

I. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения тестовых задач

Корреляционный анализ переменных позволил установить значимые связи между дескрипторами когнитивного ресурса и показателем продуктивности выполнения отдельных тестовых заданий (табл. 2).

Таблица 2. Корреляции между дескрипторами КР и продуктивностью решения тестовых задач за фиксированные интервалы времени

Сопоставляемые показатели Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs)

(N = 30)

Pro1.1&VSM2 0,516**
Pro1.1&TR10M -0,414*
Pro1.2&VSM10.2 -0,473**
Pro2 з & VSHM 0,509**
Ргозл & VSHM 0,361*
Pro4 3 & VSHM 0,397*
Pro4. 5&VSM10.2 0,368*

132

Примечание: *p≤ 0,05, **p≤ 0,01; Pro1.1 – продуктивность по заданию № 1.1; VSM2 – иконическая память (матрица 3×4, состоящая из 0 и 1); VSM10.2 – показатель иконической памяти, зарегистрированный во 2-ой подсерии (матрица 3×4, состоящая из цифр от 0 до 9); VSHM – объем кратковременной памяти; TR10м – время реакции выбора (для алфавита из 10 цифр) с учетом % правильных ответов.

Показатель Prou положительно связан с характеристиками иконической памяти для алфавита из двух цифр (0 и 1) rs = 0,516,p = 0,004 и отрицательно коррелирует с ВР выбора из 10 вариантов rs = – 0,414,p = 0,023.

Установлена положительная корреляция между характеристикой кратковременной памяти и показателями Pro2.3 (rs = 0,509,p = 0,004), Рго3л (rs = 0,361,p = 0,050), Pro4.3 (rs = 0,397, p = 0,030).

Противоречивые данные получены относительно характеристики иконической памяти для алфавита их десяти цифр (VSM10.2). Данный дескриптор оказался отрицательно связан с показателем Pro1. 2 (rs =0,473,p = 0,008) и положительно с Pro4.5 (rs = 0,368,p = 0,045).

страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Rambler's Top100