Представление о КР как количественной характеристике когнитивной системы позволяет в ином контексте рассматривать проблему соотношения скорости переработки информации и когнитивной дифференцированности, поставленную Г. Айзенком. Наши рассуждения основаны на гипотезе, что множество когнитивных элементов, одновременно актуализирующееся при построении модели задачи в ментальном плане, определяет успешность ее решения. Если для выполнения задания требуется множество элементов, значительно превышающее индивидуальный КР, испытуемый не сможет реконструировать адекватную модель ситуации и, следовательно, решить задачу без привлечения дополнительных стратегий.
Если индивидуальный КР превосходит ресурс, необходимый для решения задачи, у индивида остается «свободный» резерв когнитивных элементов, который может быть КР — мощность множества связанных когнитивных элементов, отвечающего за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности, т.е. мощность КР определяется совокупностью «активных» и «свободных» когнитивных элементов и проявляется в показателе интеллектуальной продуктивности. В частности, ресурс как интегральная характеристика использован для выполнения параллельного задания, привлечения дополнительной информации (включение задачи в новый контекст), и т.д. В работах уже высказывалось предположение о том, что успешное решение большинства творческих задач обусловлено наличием «свободного» КР, избыточного по отношению к сложности задачи.
В исследовании соотношения скорости когнитивных процессов, времени реакции и психометрического интеллекта было показано, что характеристики иконической памяти, ВР выбора могут рассматриваться в качестве операциональных дескрипторов КР. Характерная особенность иконической памяти и ВР выбора из множества вариантов – симультанное оперирование множеством признаков, по которым осуществляется идентификация стимула.
В информационных моделях интеллекта, использующих скоростные тесты, ошибки, как правило, объясняются тем, что человек не успевает осуществить перебор всех возможных вариантов решения и дает неверный ответ. Согласно этим представлениям, любая сложная задача будет решена за неограниченное количество времени.
На наш взгляд, скоростные характеристики (в частности, ВР выбора) являются производными от мощности КР. При ограниченной мощности симультанно актуализируется множество когнитивных элементов, которое является недостаточным для реконструкции адекватной модели задачи, вследствие чего возникают ошибки. Дополнительное время может помочь некоторым испытуемым переструктурировать условия задачи путем использования разных стратегий (укрупнения элементов, разбиения основной задачи на подзадачи и т.д.). Процесс переструктурирования материала в ходе решения задачи (рельеф “фигуры-фона”) предполагает, что “части и моменты ситуации, которые раньше не осознавались или осознавались слабо (на заднем плане), вдруг выделяются, становятся главными (“фигурой”), и наоборот…”. Переструктурирование задачи, как правило, связывается с актуализацией механизмов, регулирующих интеллектуальную деятельность. Если регуляторные механизмы не сформированы, то увеличение времени не повлияет на решение задачи.
может проявляться в предельных показателях внимания и памяти.
Цель настоящего исследования — описание этапов решения определенного типа задач и анализ динамики перехода от одного этапа к другому.
В работе проверялось утверждение о наличии связи между дескрипторами КР и успешностью решения тестовых задач и “малых творческих задач” (задач-головоломок).
Исследовательские гипотезы:
Гипотеза 1. Существует соотношение между дескрипторами КР и успешностью решения тестовых задач в фиксированные интервалы времени.
Гипотеза 2. Существует соответствие между динамикой выделения ФСЗ и количеством дополнительных нерелевантных ассоциаций (несущественных признаков) в процессе решения задач разного типа. Соответствие ФСЗ и модели задачи, реконструируемой испытуемым в мысленном плане, характеризует успешность ее решения.
Гипотеза 3. Процесс решения задачи-головоломки формально можно разбить на этапы. Переход с одного этапа на другой требует определенной мощности КР. Следовательно, существует соотношение между дескрипторами КР и продуктивностью решения “малых творческих задач”.
Задачи исследования:
1. Выделить формальные этапы решения задач определенного типа и установить соответствие между ФСЗ и моделью задачи, реконструируемой испытуемым в мысленном плане.
2. Установить соответствие между дескрипторами КР и успешностью решения тестовых задач (с ограничением времени) и “малых творческих задач” (задач-головоломок).