В когнитивных моделях интеллекта проблема индивидуальных различий сводится к изучению особенностей ментальных структур, обеспечивающих когнитивные процессы. Переход от глобальных оценок успешности выполнения тестов к анализу параметров когнитивных процессов является перспективным направлением в развитии методов изучения интеллекта. Такой подход позволяет интерпретировать факторы интеллекта с точки зрения процессов переработки информации.
В частности, Д. Карролл, опираясь на модель Д. Гилфорда, выделил процессуальные параметры, определяющие соответствующие индивидуальные различия для 24 факторов интеллекта. Например, существенными параметрами фактора словесной флюэнтности, являются: поиск в долговременной памяти слов с заданными признаками; временные характеристики этого поиска; объем вербальной информации, хранящейся в памяти .
Согласно Е. Ханту, к когнитивным параметрам, определяющим индивидуальные различия, можно отнести скорость активации концепций, соответствующих воспринимаемой информации; скорость обработки информации в кратковременной памяти; скорость циркуляции информации между различными видами памяти и эффективность алгоритмов обработки информации. Анализ особенностей информационных процессов, характерных для лиц с высокими оценками по вербальному фактору, позволило Е. Ханту сделать вывод, что скорость извлечения фонемической информации из долговременной памяти является одним из процессуальных параметров, определяющих уровень вербального фактора.
В исследованиях Р.Стернберга основной акцент делается на изучение роли ментальной репрезентации задачи; подчеркивается значение распределения ресурсов внимания относительно важных и неважных этапов выполнения задания и контроля над процессом
Задание состоит в быстром подборе как можно большего числа слов, соответствующих заданному формальному признаку решения. Рассуждения Р. Стернберга основаны на гипотезе, что построение адекватной модели задачи в ментальном плане является необходимым условием для ее успешного решения.
В современной когнитивной психологии условно выделяется два этапа в процессе мышления: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью (поиск в проблемном пространстве). Модель строится из структурных элементов (схем знания), зафиксированных в долговременной памяти. Иными словами, процесс мышления предполагает создание новой модели из известных элементов.
Перевод задачи в умственную модель может быть сопряжен с серьезными трудностями. При построении модели в ментальном плане требуется выделить формальную структуру задачи (элементы и их отношения), исключая семантические подробности. Психологически поиск в проблемном пространстве неотличим от этапа создания представления о задаче. Появление какого-либо хода решения при обдумывании есть результат установления отношений между элементами проблемной ситуации.
Иные акценты в изучении процессов мышления поставлены в работах А.В Брушлинского. Основная идея состоит в том, что поиск решения задачи осуществляется на основе “непрерывного, но не равномерно формирующегося прогнозирования искомого” . Альтернативные способы решения задачи являются результатом “живого мыслительного процесса” и субъект осуществляет выбор из альтернатив, представляющих собой уже “готовые продукты мыслительной деятельности”.
Операциональное определение интеллекта как способность решать определенным образом сконструированные тестовые задания основывается на представлении об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач.
На наш взгляд, интеллектуальная продуктивность индивида зависит от свойств некоей структуры, а именно симультанной актуализации множества элементов когнитивной системы, обеспечивающей создание модели задачи в мысленном плане. Реконструкция модели задачи предполагает: 1) выделение существенных и отсеивание несущественных признаков (избыточная информация мешает решению); 2) анализ формальной структуры задачи (ФСЗ). В соответствии с ФСЗ можно выделить основные этапы ее решения. Мы считаем, что переход с одного этапа на другой требует определенных когнитивных ресурсов.
Существуют аргументы, показывающие, что модель когнитивного ресурса (КР) позволяет объяснить индивидуальные различия в интеллектуальной продуктивности через особенности структурной организации когнитивной системы. Одна из проблем, которая рассматривается в психометрическом подходе — объяснение фактора “скоростного интеллекта”, определяющего успешность выполнения теста.
Согласно теоретическим представлениям Г. Айзенка, скорость переработки информации (последовательного перебора возможных вариантов) ограничивает число операций, необходимых для одновременной обработки содержания долговременной и кратковременной памяти. Скорость переработки приобретает особую значимость на уровне сенсорного кодирования, поскольку для иконической памяти характерно быстрое стирание следов стимула. Повторение и упорядочивание информации также требует времени, что влияет на работу других когнитивных процессов. Поэтому даже незначительные различия в скоростных характеристиках могут иметь существенные последствия для решения когнитивных задач.