В тренинге общения значимых корреляций между данными тестирования личностных особенностей и показателем общего интеллекта не обнаружено как у экстравертов, так и у интровертов. Однако, показатели общего интеллекта значимо коррелируют (на уровне а=0.05 и выше) с показателями экспертной оценки по следующим шкалам: “эмоциональная устойчивость”, “проницательность-наивность”, «подозрительность-доверчивость» у экстравертов и только по одной шкале “эмоциональная устойчивость” – у интровертов.
Мнения экспертов по этим шкалам оказались связанными с уровнем развития интеллекта оцениваемых, но при этом важно то, что при проведении экспертной оценки эксперты не знали данных тестирования интеллекта. Соответственно можно предположить, что эти три шкалы для экспертов субъективно cвязаны со шкалой общего интеллекта. Тогда, вероятнее всего, при оценке испытуемых этими экспертами в других ситуациях группового взаимодействия эти связи сохранятся.
Иной взгляд предполагет, что поведенческие реакции участников треннинга под влиянием ситуации изменились сообразно уровню развития их интеллекта и общей установки сознания. Такое их изменение объясняется тем, что ситуация тренинга общения для успешной адаптации в ней и решения задач, предлагаемых программой тренинга актуализирует у ее участников-экстравертов способность управлять своими эмоциями и поведением, требует определенной проницательности по отношению к окружающим, требует проявления настойчивости и недоверчивости. Однако такого рода изменения в поведении возможны лишь при понимании требований ситуации, что в свою очередь определяется уровнем развития интеллекта.
Другим подтверждением такого взгляда может служить гораздо большее количество значимых корреляций между общим интеллектом и разностью данных тестирования личностных особенностей и экспертных оценок.
Следует отметить, что интроверты отличаются сдержанностью и сосредоточенностью, эмоциональной устойчивостью, недоверчивостью, что изначально соответствует требованиям ситуации. Однако, для участников-интровертов любая ситуация группового взаимодействия является значительно менее комфортной, чем для экставертов, так как они предпочитают индивидуальную деятельность, чего нет в ситуации тренинга, поэтому ситуация тренинга требует от них актуализации и модификации проявлений большего количества личностных особенностей, способствующих групповой работе.
Так показатели общего интеллекта значимо коррелируют (на уровне а=0.05 и выше) с разностью между данными тестирования личностных особенностей и данными экспертной оценки по следующим шкалам опросника 16PF: C – (сила “Я” – слабость “Я”), L -(подозрительность-доверчивость), Q1 – (гибкость-ригидность), Q3 – (контроль желаний-импульсивность) у экстравертов; и по следующим шкалам опросника 16 PF: A – (сердечность-отчужденность), “), Q1 – (гибкость-ригидность), Q3 -(контроль желаний-импульсивность) и двум шкалам опросника MBTI, S – (Sensing), F – (feeling) у интровертов.
Выполнение заданий тренинга требует от его участников большей открытости и эмоциональности (A, F – у интровертов), отказа от поведенческих стереотипов и принятия и усвоения новых форм поведения (Q1 — у всех участников). Как известно фактор Q3 измеряет степень осознания индивидом социальных требований и уровень понимания желательной картины социального поведения. Ситуация тренинга требует от его участников актуализации их опыта (S – у интровертов) и пересмотра привычных представлений (Q3 – у всех участников тренинга), что повышает импульсивность его участников. Именно эти качества в большей мере и были продемонстрированы более интеллектуальными участниками.
В деловой игре кореляция между данными тестирования личностных особенностей и показателем общего интеллекта была обнаружена только по одной шкале опросника 16PF: “M” – (мечтательность-практичность). С нашей точки зрения это объясняется тем, что диагностика личностных особенностей участников деловой игры проводилась в конце первого тренингового дня, в течение которого участникам предлагались к решению задачи, актуализирующие абстрактное мышление и креативность.
Данные экспертной оценки личностных особенностей испытуемых значимо коррелируют с показателем общего интеллекта по следующим шкалам: “эмоциональная устойчивость”, сила “сверх-Я” – слабость “сверх-Я”, “мечтательность-практичность”, “самодостаточность-социабельность”.