И мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли.
Иоганнес Бехер
В капиталистических странах широкое распространение получил так называемый культуризм. Многообещающие проспекты предлагают желающим курсы обучения, с помощью которых якобы можно превратиться из хилого слабачка в мускулистого Геракла. Но в этой рекламной шумихе, безусловно, есть рациональное зерно: действительно путем длительной и интенсивной тренировки можно значительно развить мускулатуру. Существует мнение, что и память, подобно мускулам, можно тренировать. Чем больше ее тренировать, тем лучше она становится. Если память использовать редко, то она может совсем зачахнуть. Оправдана ли такая аналогия?
Несомненно, между физической и умственной деятельностью существует тесная связь. Хорошо известно, например, что осознанность действий, сила воли, целеустремленность, мотивация и убежденность оказывают существенное влияние на эффективность физической деятельности. И наоборот, физическая активность, например занятия спортом, способствует повышению продуктивности умственного труда. Не отрицая значения этой связи, следует, однако, подчеркнуть специфичность умственной деятельности по сравнению с физической и различие возможностей и условий их тренировки. Так, заниматься физическим трудом можно практически в любое время суток; умственная же деятельность нередко бывает возможна лишь при определенных условиях. Физическую деятельность можно без всяких затруднений прекратить в любой момент времени. Но “отключить” таким же образом умственную деятельность часто бывает трудно или даже невозможно. Эти и множество других примеров подчеркивают отличие умственного труда от физического. Развитие умственных и физических способностей подчиняется различным закономерностям, и механическое уравнивание тренировки памяти и тренировки мускулов недопустимо.
Кроме того – и это главное, – исследования показывают, что простое механическое упражнение памяти вообще не приводит к повышению ее продуктивности. Испытуемые, которые в течение нескольких недель заучивали тексты наизусть, в конце эксперимента запоминали материал хуже, чем вначале. Причина состоит, вероятно, в том, что тренировка стихийно сложившихся механизмов памяти, с одной стороны, вызывает психическую усталость, а с другой – загружает сознательную память несущественным материалом и тем самым затрудняет восприятие существенного. В результате продуктивность памяти не только не увеличивается, а наоборот – уменьшается. В прошлом считали, что зазубривание учениками латинских слов способствует общему улучшению их памяти. Но исследования показали несостоятельность и этого мнения. Как свидетельствуют новейшие научные данные, существенное увеличение потенциальных ресурсов памяти, по-видимому, вообще невозможно. Поэтому улучшить ее при помощи упражнений, как мускулатуру, нельзя. Значит ли это, что тренировка памяти не имеет смысла? Ни в коем случае! Если врожденные ресурсы памяти и неизменны, то остается возможность более рационального их использования. Сознательное применение приемов запоминания позволяет преодолеть недостатки стихийной деятельности врожденных механизмов памяти и намного повысить ее эффективность. Исследования показывают, что тренировка в применении таких приемов позволяет достигнуть значительного, а порой прямо-таки поразительного повышения продуктивности памяти. Поэтому основной принцип тренировки памяти можно сформулировать так: тренируй не стихийно сложившиеся механизмы памяти, не механическое зазубривание, а применение научно обоснованных методов сознательной и рациональной организации процессов памяти.
При этом нельзя, конечно, забывать, что память является органической составляющей человеческой личности. Тренировка памяти должна гармонически вписываться в систему обучения и учитывать влияние на продуктивность памяти таких факторов, как мотивация, эмоции, отношение к учебе, интересы, особенности характера, уровень развития, состояние здоровья и т. п. Хотя эти факторы в книге непосредственно не затрагиваются, при организации тренировки их необходимо принимать во внимание. Здоровый образ жизни или сильная мотивация могут, например, нередко в той же мере способствовать повышению продуктивности памяти, как и некоторые мнемические приемы.