В литературе описаны десятки систем мнемотехники, все разнообразие которых сводится к двум основным видам — классическая мнемотехника, берущая начало с книги «Ad Herennium» (86-82 гг. до н.э.), и педагогическая мнемотехника, сформулированная Петром Рамусом (конец XVI века, Англия). Классическая мнемотехника всегда основывалась на механизмах визуального (образного) мышления, тогда как педагогическая мнемотехника отказалась от операций с образами и сконцентрировала свое внимание на речевом мышлении. Типичные приемы педагогической мнемотехники — это разбивка запоминаемого материала на очень маленькие части, интенсивное повторение этих частей (зубрежка), составление фраз по буквам, полученным из запоминаемых числовых сведений; поиск закономерностей в запоминаемой информации, ее классификация и систематизация, составление структурных схем. Хорошо известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» относится к педагогической мнемотехнике.
Какая мнемотехника лучше — судить читателю. На наш взгляд, имеет право на существование любая система запоминания, помогающая облегчить процесс обучения.
Система «Виртуальная мнемотехника» относится к классической мнемонике и основывается на визуальном мышлении. Ее отличительные особенности следующие:
- система имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование (в курсе не рассматривается);
- приемы запоминания унифицированы. Разными комбинациями ограниченного набора приемов запоминается практически любая информация;
- широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
- любые сведения при запоминании собираются в блоки, которые можно в дальнейшем систематизировать;
- введено много новых способов запоминания;
- практически используются закономерности работы памяти, ранее не описанные в психологической литературе;
- введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания;
- для запоминания иностранных слов применяются фонетические образные коды;
введен способ контроля рефлекторного уровня запоминания.