В самооценке выясняется, кем — правшой, левшой, амбидекстром — считает себя обследуемый. С помощью вопросников уточняется, какой рукой — правой, левой или то правой, то левой — испытуемый пишет, точнее бросает мяч в цель, держит ракетку во время игры в теннис, зажигает спичку, режет ножницами, вдевает нитку в ушко иглы (или ушко иглы на нитку), метет веником, роет лопатой, держит зубную щетку, отвинчивает крышку банки [Annet M., 1972], держит рюмку, расческу [Crovitz H., Zener K., 1962 Oldfield R., 1971]. Следует при этом иметь в виду указания на то, что в самооценке мужчины чаще, чем женщины, склонны считать себя левшой [Bryden M., 1977]; субъект, считающий себя правшой, выполняет тесты как левша. В спонтанном самоописании левши чаще упоминают свою леворукость, чем правши — праворукость, и число правшей, левшей, амбидекстров равно при самооценке соответственно 85, 11, 4 %, а по результатам объективных исследований — 77, 9, 14 % [Rigal R., 1978].
В момент обследования следует обратить внимание на то, какая рука обследуемого более активна в жестах, сопровождающих высказывания, и насколько движения той и другой руки выразительны или, напротив, насколько неловки движения рук при письме, рисовании и т. д. Характерная для большинства взрослых предпочтительная активность правой руки в жестах отмечается уже у 3–5 -летних детей [Ingram D., 1975].
Объективные исследования лучше начать с установления морфологических асимметрий рук. Измеряются: 1) длина каждой опущенной, вытянутой вдоль туловища руки от акромиального отростка лопатки до конца III фаланги (преобладающей считается рука, превосходящая другую более чем на 0,2 см); 2) ширина ногтевого ложа больших пальцев (с помощью микрометра), преобладающей считается рука с большей шириной ногтевого ложа.
Далее используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая.
Переплетение пальцев кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху.
В. М. Шкловский (1976) этот тест считает малозначимым, ссылаясь на то, что только у 62 из 136 лиц, считающих себя правшами, сверху ложится 1-й палец руки, у 74 — левой; а у 4 из 11, считающих себя левшами, сверху был 1-й палец правой руки и у 7 — левой руки. А. Б. Порошенко (1985) предлагает считать ведущей ту руку, 1-й палец которой ложится снизу, разъясняя, что при выполнении этого теста более активную роль играет именно эта рука. Конечно, эта проба не решает вопроса о право- или леворукости обследуемого. Но она дополняет характеристику двигательного поведения.
По просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы. Сколько бы ни повторял эту пробу, у него сверху всегда оказывается 1-й палец одной и той же руки. По просьбе исследователя испытуемый может изменить положение пальцев при переплетении на противоположное, но выполняет пробу уже менее быстро, «думая». Обязательно при этом отмечает ощущение неловкости, неудобства и высказывает желание вернуться в привычную, удобную для него позу пальцев.
Скрещивание рук, или «поза Наполеона». Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. И эта проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности. Ее выполнение начинается с активных движений ведущей руки, первой прикладывающейся к груди, и заканчивается расположением кисти неведущей руки под ведущим предплечьем. Если правше или левше предлагается выполнить пробу в противоположной последовательности, то он надолго задумывается над планом предстоящих движений рук. Совершает их при внешне заметном усилении внимания. Скрестив руки, испытывает ощущение неудобства позы и желание переменить ее на удобную.
Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест, по А. П. Чуприкову (1975), имеет большую информационную ценность
Тест на заводку часов. Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится сама заводка часов; неведущая рука фиксирует часы.
Динамометрия — измерение силы кисти каждой из рук с помощью динамометра. Лучше положить динамометр перед испытуемым на стол и сказать: «Возьмите динамометр и нажмите сначала одной, потом другой рукой». Следует обратить внимание, какой рукой испытуемый берет динамометр и нажимает его первый раз (правши берут обычно правой, левши — левой рукой). С помощью ручного динамометра силу каждой руки целесообразно измерить трижды, вычислить среднее значение силы для каждой руки. Разницу в силе меньше 2 кг можно расценить как проявление равенства рук по силе. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг. В ходе выполнения динамометрии выявляется еще и такая особенность: показатели силы ведущей руки при трехразовом измерении оказываются более устойчивыми.
Пробы на скорость движений рук могут быть разными. Среди них измерение времени отвинчивания и завинчивания 5–25 болтов правой, и левой рукой; если разница отвинчивания и завинчивания 25 болтов меньше 2 с, то руки но этому признаку можно считать примерно равными; ведущей считается рука, скорость выполнения этого задания которой быстрее, чем скорость другой руки, более чем 20 с. J. Todor, R. Kuprie (1980) определяют среднюю длительность между нажатиями на ключ и фаз замыкания и размыкания ключа, прося испытуемых максимально быстро нажимать указательным пальцем правой и левой руки на телеграфный ключ в течение 10 с. Ведущей считается рука с меньшей длительностью времени между нажатиями. Т. П. Хризман и соавт. (1983) сравнивают скорость выполнения задания — разложить предметы — той и другой рукой.
Пробы на одновременные действия рук. Они могут быть разными, а принцип в них общий: руки совершают одновременно одни и те же или разные действия (с контролем или без контроля зрения); лучше эти пробы проводить так, чтобы оставались письменные свидетельства, по которым можно было бы оценить точность движений той и другой руки, особенности построения их в пространстве, полноту геометрических фигур, нарисованных по просьбе исследователя той и другой рукой.
Можно просить испытуемого рисовать без контроля зрения правой рукой круг, левой — квадрат, при повторении эксперимента — наоборот. При оценке рисунков учитывается качество линий, полнота изображения круга или квадрата. Ведущей считается рука, с помощью которой нарисованы наиболее полные фигуры.
Испытуемого просят написать свою фамилию одновременно обеими руками при открытых, затем — при закрытых глазах. Целесообразно обратить внимание на то, как начинает писать испытуемый. Левши нередко обеими руками направляются к центру листа бумаги и начинают писать правой рукой слева направо, левой — справа налево; при закрытых глазах могут написать свою фамилию обычно правой рукой и зеркально — левой.
Среди 17 тестов в методике J. Cernacek (1976) есть так называемый графический, аналогичный предпоследнему тесту в нашем изложении. Испытуемому предлагается одновременно нарисовать круг одной рукой, квадрат — другой; потом руки меняются: та, которая рисовала круг, рисует квадрат и наоборот. При этом половина фигуры начерчена на бумаге заранее и испытуемому нужно обвести ее, а затем дорисовать до полного круга или квадрата. Периметры круга и квадрата одинаковы.
Пробы на направление и точность движений рук. Можно использовать тест миокинетической психодиагностики, изложенный Ф. Б. Березиным. М. П. Мирошниковым (1970) и В. С. Ефремовым и соавт. (1982).
При просьбе нарисовать круг на бумаге праворукие совершают движения карандашом против, леворукие — по часовой стрелке [Demarest J., Demarest L., 1980].
Испытуемому предлагается выбрать точку на чистом листе бумаги при открытых глазах и далее пытаться попасть в нее карандашом при закрытых глазах. Попадания правой руки у правшей оказываются расположенными неподалеку от цели и распределяются от нее равномерно, а площадь разброса по форме приближается к овалу. Попадания левой руки и у правши оказываются обычно в левой половине листа и дальше от цели, чем попадания правой руки [Ананьев Б. Г., 1955].
Эту же пробу можно видоизменить и организовать опыт иначе. Бумажная мишень размером 20×20 см располагается на расстоянии вытянутой руки от испытуемого. Он должен нанести карандашом по 10 точек правой и левой рукой. За ведущую принимается рука, отклонения которой от центра составляли меньше 10 см. Неведущая рука отклоняется обычно больше.
Попадание в цель (наряду с нанизыванием бус, завязыванием узла «статическим балансом», «быстротой бега») — использованы для оценки двигательной ловкости 890 детей 7-летнего возраста; процент попаданий оказался тем выше, чем больше совпадений правой или левой асимметрий рук, ног, глаз [Chymer P., Silva Ph., 1985].
Данные изучения асимметрии рук выражаются (суммируются) формулой КПр=(ЕП — ЕЛ)/(ЕП + ЕЛ + ЕО)∙100, где КПр — коэффициент правой руки; ЕП — число приемов, в которых преобладала правая, ЕЛ — левая рука и ЕО — не было преобладания одной из рук. КПр может быть положительным (до +100 %) у правшей и отрицательным — у левшей.
В определении асимметрии рук используются многие другие методы, в частности видеозапись движений той и другой руки, электромиография (ЭМГ),электроэнцефалография (ЭЭГ) в условиях осуществления испытуемым задаваемых экспериментатором движений, измеряется время реакции от момента команды до появления ЭМГ в мышцах ведущей и неведущей руки. По Р. И. Турашвили (1970), при сильной праворукости амплитуда ЭМГ больше на правой руке и ЭЭГ имеет меньшую амплитуду и большую частоту в левом полушарий; у лиц с леворукостью большая активность характерна для ЭМГ левой руки, большая частота и меньшая амплитуда — для ЭЭГ правого полушария мозга. Исследуя суммарные вызванные потенциалы при произвольных движениях пальцами рук у здоровых испытуемых в возрасте от 15 до 24 лет. M. Jergelowa (1980) отметила более выраженную латерализацию электрических эффектов при движениях пальцами правой руки. При произвольном сгибании ведущей руки активность гомологичных мышц другой руки выявляется электромиографически чаще, чем при сгибании неведущей [Cernacek J., 1975].
В бимануальном идеомоторном акте при одновременных представлениях движений обеих рук внимание больше концентрируется на мысленно представляемых движениях правой руки у правшей [Пенская Д. В., Бычков М. С, 1948]: по ЭЭГ и ЭМГ выявляются группы с доминированием левой моторной зоны и правой руки, с равным возбуждением обеих моторных зон и мышц обеих рук и с преобладанием правой моторной зоны и левой руки [Бычков М. С., 1953]. Исследовав электрическую активность и кровообращение в мозге 8 леворуких детей (7 из них переучены и пишут правой рукой. а в остальных действиях пользуются левой рукой). Ю. Ф. Змановский, Э. С. Ополинский, М. Г. Князев (1976) на реоэнцефалограмме (РЭГ) отметили легкую асимметрию вершин пульсовых волн, но в отличие от правшей округление или небольшое сглаживание вершин было выражено в РЭГ не левого, а правого полушария мозга; слева вершины РЭГ были заострены. В ЭЭГ в правом полушарии у левшей преобладали колебания высокочастотного бета-диапазона.
В литературе есть описания неравенства рук по динамике электрических процессов в так называемых активных точках кожи в состоянии покоя, утомления или выполнения разных видов деятельности [Пушкин В. Н., 1980], и по величине проводимости точек выделяются правши, левши, амбидекстры [Нестеров Н. Л., 1980]. Эти данные, к сожалению, авторами интерпретируются без сопоставления с асимметрией рук по двигательной активности, не указывается, были ли изученные лица правшами или левшами. В целом исследование должно быть организовано так, чтобы можно было получить данные о неравенстве рук по разным параметрам. В литературе особо уделяется внимание организации исследования детей. H. Gordon (1920) считает целесообразным придавать исследованию характер соревнований, чтобы дети не догадывались о цели занятия. В рекомендациях автора встречаются не упомянутые выше модификации тестов.
Ребенок должен взять тряпку и протереть классную доску. Если трет левой рукой, то его просят поймать брошенную тряпку, а затем бросить самому в корзину, находящуюся в 4–5 шагах от него; леворукие все эти действии выполняют левой рукой.
Тест с ножницами: если ребенок режет только левой рукой и ею же пользуется в большинстве других действий, то он, вероятнее всего, является левшой; если ребенок одинаково хорошо режет обеими руками, то он, возможно, леворук; если он не умеет резать левой и режет правой рукой, то еще нельзя заключить, что ребенок не леворук.
Тест на поднимание лежащего на полу предмета: правши очень редко берут его левой, левши — правой рукой.
При обследовании детей старше 11 лет адекватен тест — проведение вертикальных линий на бумаге 1–1 ,5 см друг от друга правой, затем — левой рукой. Число линий, проведенных правой рукой, у правшей на 29 % больше, чем проведенных левой. Леворукие больше линий проводят левой рукой.
При вкладывании фишек в коробку правши пользуются правой, левши — левой рукой. Автор говорит о степенях леворукости у детей: леворукий во всем или лишь в некоторых видах деятельности. Чем старше школьник, тем труднее доказать его леворукость. Справедливым представляется замечание автора о наибольшей информативности тестов, выполнение которых требует внимания.
Уже у детей 7–8 -месячного возраста отмечена разная частота употребления той и другой руки в положениях: лежа на спине, сидя на полу или за столом, стоя у барьера, ползая, а затем и при ходьбе [Войно М. С., 1958].