ИИ заменит педагога? Может ли ИИ создавать учебные курсы?. дидактика.. дидактика. дистанционное образование.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения. наставник.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения. наставник. научно-популярное.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения. наставник. научно-популярное. педагог.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения. наставник. научно-популярное. педагог. педагогика.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения. наставник. научно-популярное. педагог. педагогика. поиск и обработка источников.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения. наставник. научно-популярное. педагог. педагогика. поиск и обработка источников. разработка учебного курса.. дидактика. дистанционное образование. искусственный интеллект. искуственный интеллект. Контент и копирайтинг. методы обучения. наставник. научно-популярное. педагог. педагогика. поиск и обработка источников. разработка учебного курса. теория и практика.

Недавно моя ученица посетила пафосную конференцию в Москве, с трибуны которой важные люди вещали о том, что ИИ заменит методистов, педагогов, рекламщиков: программы сами будут собирать учебные курсы и настраивать их продвижение, педагог в качестве говорящей головы будет не нужен, а люди будут самообразовываться.

Мне стало интересно, а так ли это на самом деле, и почему эти идеи так широко и публично озвучиваются?

Первый вопрос. Может ли ИИ самостоятельно создать учебный курс?

Действительно, система машинного обучения способна самостоятельно вывести набор правил, создать модели на основании загруженных образцов и коррекции параметров выбора наиболее верных и точных ответов.

Но чтобы научить человека знаниям, успешно применимым на практике, нужно:

  • Подробно и пошагово изложить учебный материал так, чтобы он вел к реальным результатам – освоению компетенций;

  • Показать все возможные способы решения и аргументировать ваш, как лучший – то есть сравнить и объяснить;

  • Обеспечить обратную связь ученику, показав, почему он делает что-то неверно и почему.

Может ли эту задачу решить ИИ? Попробуем пройтись по шагам.

1. Загрузка информации в ИИ

При запуске алгоритма отбора информации человек определяет характер источников и способ их поиска. Будут это статьи из Википедии или учебники, книги, научные статьи и монографии.

Но вряд ли ИИ может определить, что книга подходит для курса, если ее название далеко от темы поиска. Например, тема эта может быть раскрыта в отдельном параграфе; или же книга может быть совершенно из другой области, но сама ее логика прекрасно применима к курсу.

То есть алгоритм подбора может быть поверхностным, основанным на лексических совпадениях темы поиска и названий источников, а может быть детальным, глубоким, смысловым.

Первый ИИ реализовать может, а второй – нет, или пока нет. Глубокий поиск может провести только человек, обладающий специальными знаниями и библиографическими навыками поиска.

Тем не менее характер источников определяет состав и качество учебного курса.

В первом случае это будут очень поверхностные знания, дающие лишь абрис проблемы, набор основных понятий. Он нужен только для того, чтобы новичок стал немного ориентироваться в пространстве, познакомился с ключевыми его понятиями.

Во втором случае человек научится различать и сравнивать известные понятия и откроет еще много других, а главное он освоит специальные умения и навыки, которые сможет применить на практике.

2. Задать ИИ алгоритм выборки информации в выбранных источниках

При запуске алгоритма выборки информации человек определяет ее глубину, насколько полно нужно раскрывать вопрос.

А если в источниках отражены разные точки зрения, разные подходы к решению вопроса? Что может ИИ? Только перечислить их.

А вот какой из них лучше и почему – это опять же делает человек. Разве что вы найдете статью, где эти подходы сравниваются и анализируются. Но это опять же труд человека, а не ИИ.

3. Задать ИИ алгоритм построения учебного курса

Простой алгоритм задать возможно, если вы используете репродуктивный метод обучения – полностью излагаете содержание вопросов. Но с точки зрения поддержания интереса учеников к курсу, его проходимости и, главное, усвоения учебного материала, когда ученик может применить полученные знания на практике и получить обещанный результат, этот метод не работает!

Обучение – это не пересказ. Это система усвоения. И чтобы она работала, применяются другие методы: программированный, эвристический, проблемный, модельный.

Если просто, суть этих методов в том, что есть задача, способы ее решения, этапы решения и результат. Каждый из методов скрывает один из элементов, посредством вопросов и заданий направляя ученика к их самостоятельному поиску.

Любую информацию можно перестроить таким образом. Но, чтобы это сделал ИИ, ему нужно определить, что будет задачей, что решением, а что способами и этапами. Если это естественные науки, то это возможно. А если гуманитарные?

Чтобы перевести обычный конспект в проблемные методы, нужно перефразировать текст или создать новые фразы, то есть нужна работа с текстом. И работа неформальная. Ведь, создавая вопросы и задания, нужно понимать, что ученик их поймет и сможет найти ответ.

Только так строится качественное обучение, только так запускается мыслительный процесс. Просто читая или слушая, человек понимает и запоминает лишь 10% информации. Если же он в процессе восприятия новой информации думает о ней, сравнивает новое с уже известным, решает задачи, то усвоение заметно становится выше.

4. Обратная связь

Если ученик задаст вопрос, если у него не будет получаться выполнить задачу, система отправит обучаемого в начало урока или покажет заранее подготовленный ответ.

А если такого ответа у нее нет? Качественную обратную связь ИИ обеспечить не может.

Разве что по вашему курсу пройдет обучение 1000 человек, все вопросы и ответы будут загружены в ИИ, все типичные ошибки при выполнении заданий и все неясности при их выполнении также будут записаны и загружены. Тогда ИИ сможет выдавать ответы. Но если появится какой-то новый вопрос, которого не было, должен будет снова подключиться человек.

Вывод: качественный практический курс ИИ создать не может, так же, как и обеспечить качественную обратную связь. ИИ здесь только инструмент, который может частично помочь найти информацию, обработать ее, собрать и систематизировать, а потом и автоматизировать. Но без человека-профессионала настоящий учебный курс невозможен. ИИ может подготовить лишь примитивный структурированный компилят из открытых источников.

Второй вопрос – может ли ИИ заменить живого педагога?

Важной составляющей качественного обучения является подключение мыслительного процесса – человек сравнивает, анализирует новую информацию, прикидывает ее к себе, своему опыту, применяет на практике, – только так происходит процесс усвоения, когда внешняя информация становится его личной. Но у каждого человека процесс думания идет своим путем, своими ассоциациями.

Приведу пример обучения учеников на моем курсе. Он выстроен технологично и максимально автоматизирован: теория представлена в виде лекций в записи, решения всех задач разобраны на примерах и также даны в записи, с помощью тестов-кейсов ученик отрабатывает теоретические знания и затем, изучив образцы, выполняет собственное практическое задание.

В ходе обучения я анализирую и фиксирую степень усвоения учебного материала своими учениками, а также все трудности, возникающие на их пути. И могу сказать, что, идя по этому пути, ученику, чтобы усвоить максимум 60% знаний и умений, а это будет хороший результат, нужна моя помощь!

Уже на уровне тестов у него возникают вопросы, почему так, а не по-другому? Потому что каждый человек воспринимает информацию по-своему. И при решении теста оказывается, что он какой-то элемент упустил из виду. Дело в том, что тесты у меня не на буквальное воспроизведение текста из презентации с указанием слайда, а на понимание. И применяя их, я добиваюсь того, что моя теория становится человеку ближе и понятнее, он самостоятельно ее собирает в целое уже в собственном сознании, решая тесты.

А на уровне задания и вовсе много вопросов. Вообще между теорией и практикой – пропасть. И человеку нужен медиатор, который проведет его по мосту между разными берегами. Часто изучая теорию, человек убежден, что все понял. Но когда ему нужно самому что-то сделать, оказывается все не так. Человеку нужно помочь выстроить этот мостик внутри себя, а часто и преодолеть сомнения и страхи.

Поэтому, если меня, как живого наставника, исключить из процесса обучения, то у ученика будет максимум 10% усвоения знаний и умений.

Мой курс довольно сложный и рассчитан на людей с высокими когнитивными способностями. Поэтому приведу и другой пример.

Я разработала для авторов (специалистов по массажу) 4 больших дистанционных курса. Внутри от 5 до 12 модулей (а модули – это как отдельные курсы).

Эти курсы построены следующим образом: я считываю профессиональную модель специалиста, которая позволяет ему добиваться успеха, раскладываю ее по полочкам и затем преобразую в учебный курс как пошаговое освоение этой модели учеником так, чтобы он также мог добиться успеха этого специалиста.

И ученикам мои курсы очень нравятся. Не видела ни одного отрицательного отзыва, только положительные.

Через ту же систему «лекция – тест – практическое задание – обратная связь от наставника» они проходят обучение, и, хотя предмет курса гораздо проще, все равно, у них возникает масса трудностей и вопросов, на которые отвечает специалист – автор курса. Конечно, накопив достаточное количество таких вопросов-ответов, мы далее создаем дополнительные уроки и курсы и тем самым снимаем большую часть вопросов, но это все равно очень большая работа, которая требует живого наставника.

Казалось бы, все разложено по полочкам, все ясно-понятно-видно, но стоит изменить исходные условия, у учеников появляются вопросы. Например, лимфатический массаж должен был убрать отеки, а они не ушли. Или антицеллюлитный не убрал жир с боков. Автор начинает разбираться с конкретной ситуацией и появляются новые вводные и новые сценарии решения задачи. А ученик наконец начинает понимать, как работает модель. Не воспроизводить, повторяя движения мастера, а понимать. И только понимая, он сможет это воплотить на практике.

И следующий вопрос: а может ли ИИ самостоятельно выявить модель успеха конкретного специалиста?  Ведь вы не можете загрузить его опыт в базу ИИ, тем более что часто специалист его и не осознает.

Это как квантовый скачок, в какой-то момент приходит осознание, как устроена конкретная модель конкретного человека, и из каких кирпичиков она складывается.

Вывод: убрать живого человека: автора-практика, методолога, осмысляющего его успех, невозможно, если мы хотим создать качественный практический курс.

Ведь ИИ – это не некое разумное существо, думающее самостоятельно и знающее все на свете, а главное, могущее быть и классным врачом, и инженером, и космонавтом.

Возьмите, например, обучающие курсы СБЕРа, я их иногда смотрю ради интереса. Это сборник стандартных ответов из открытых источников. Причем здесь обучение? Как эти знания применить на практике? Да, вам дали некую сумму определений чего-то, а дальше? Попробуйте это применить. Получилось? Нет!

Третий вопрос. Зачем так активно пропагандируется ИИ как замена образования?

Вы обращали внимание, кто это говорит? Крупные организации с большими бюджетами, которые продают и курсы, и ИИ. И не желают тратиться на специалистов-авторов и профессиональных методологов, создавая курсы-компиляты. Или же, много раз ожёгшись о псевдо-авторов и псевдо-методологов, просто никому не доверяют.

Как их продвинуть? Внушить, что ИИ может все, и что только ИИ может создать продукт, который нужен вам. Модно, прогрессивно, молодежно!

Между тем, своих детей они обучают в элитных школах и ВУЗах, с живым и качественным преподаванием. То есть для масс – этот недопродукт, для себя – традиционное образование.

В общем, маркетинг, и еще раз маркетинг, и только.

Так что, если вы хотите получить качественное образование и освоить профессию или чему-нибудь толковому научиться, курс, созданный ИИ, вам не поможет. Ищите альтернативу, пока она еще есть.

А как вы думаете, с какой вероятностью авторский курс не будет очередной обманкой и пустышкой? Ведь само наличие автора и методолога никак не гарантирует, что продукт – не обман и не липа.  Как раз опора на ИИ и есть следствие масштабного, захватившего Россию потока псевдокурсов. Но это предмет для отдельной статьи.

Получается, что единственным способом выявить реальный курс в потоке симуляции знаний является опора на мнение независимого и стороннего эксперта, невстроенного в цикл продаж этого продукта. Это значительно повышает вероятность приобретения качественного продукта.

Автор: perunova_natalya

Источник

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100